располагается на плато (шириной около пяти километров), которое окружают горы. Самая высокая вершина - Тибидабо(Tibidabo) 512 метров.
Город основан карфагенянами более двух тысяч лет тому назад. В 113 году до нашей эры стал римским. Но его значимость была низкой по сравнению с расположенной рядом Тарагонной. В пятом столетии город оказался под властью вестготов, а в восьмом веке пришли арабские завоеватели. Барселонские графы получили реальную независимость в десятом столетии при расширении сферы влияния на всю территорию современной Каталонии. В 1162 году в результате удачной "женитьбы" территория приросла Арагоной. Черная полоса для города началась после краха Каталонской Республики в 1652 году. Положение усугубилось после 1714 года: при "борьбе" за так называемое испанское наследство. В отличие от Мурсии тут сражались за представителя Австрии. После поражения был запрещен каталонский язык.
Попасть в Барселону очень просто: это крупнейший транспортный центр, имеется в том числе крупнейший аэродром на Средиземном море. Из аэропорта до города можно доехать на автобусе или по железной дороге. Железнодорожная станция в аэропорту далеко, по крайней мере, для самолетов, прибывающих из Шенгенской зоны.
При пользовании ж\д в Барселоне следует знать, что там есть дороги испанские и есть каталонские, а еще они интегрированы в систему метро. Соответственно, и билеты на транспорт - по зонам, да еще интегрированные и не интегрированные.......
![]() |
северная автостанция (бывшая ж\д 1861) Barcelona Nord |
В городе 3 автостанции. Северная автостанция располагается около метро Триумфальная Арка. Прежде там был железнодорожный вокзал. Есть автобусная станция и возле железнодорожной станции Сантс (Barcelona Sants), а также в аэропорту Эль Прат (El Prat).
Лучше ходить пешком - в городе везде красиво и интересно. Можно пользоваться общественными велосипедами, в городе есть как стоянки, так и специально выделенные полосы для движения. Эта коммунальная услуга реализуется с весны 2007 года и объединяет свыше двухсот тысяч участников при наличии 400 станций пользования. Время пользования велосипедом (без санкций) не должно превышать тридцати минут.
Площадь Каталония в Барселоне является гигантским транспортным узлом: автобусы, метро, железная дорога (с подземной станцией). Отсюда начинается и главная улица туристов города - бульвар Rambla. Поэтому большинство путешествий следует начинать отсюда. Чтобы попасть к остаткам римского поселения, (Barri Gotic) надо двигаться в юго-восточном направлении по пешеходной улице Portal de Angel . Это одна из самых дорогих (по арендной плате) улиц Испании. (правые снимки). Как и на многих улицах каталонской столицы, ближе к кафедральному собору, имеется (действующий!!!) источник воды. (самый правый снимок).
Почти около самой площади с кафедральным собором следует свернуть в проулок Monsio налево. Там располагается кафе Els Quatre Gats. Дом был выстроен по проекту архитектора Josep Puig i Cadafalch (1867-1956) в ложноготическом стиле с коваными решетками в 1896 году. Это было место тусовки художников и писателей.
Выйдя на соборную площадь (Seu), мы видим перед собой кафедральный собор - левый снимок. Строительство началось в 1298 году. Основные строительные работы были выполнены в четырнадцатом столетии. Главный фасад был отстроен лишь в 1889 году, а шпиль сооружен и того позже - за год до начала первой мировой войны. Очень часто использовались конструктивные элементы и детали руанского собора. Поэтому тут готика не только испанская, но и французская. Построен он был на месте римского культового сооружения римской эпохи. Именуется собор в честь святой Эулалии. Эта покровительница Барселоны является христианской мученицей.
Одной из достопримечательностей собора является внутренний дворик с апельсиновыми деревьями, магнолиями и белыми гусями.
К восточной стороне собора примыкает Королевский дворец, строившийся в 13ом веке, с внутренней площадью Rey. Именно тут "приветствовали" Колумба после его приключений.
Еще восточнее на небольшой площади находится конный памятник Ramon Berenguer III el Grande (1082 - 1131), "собирателю"земель каталонских. Практически он выходит на улицу Laietana. На крыше одного из домов на ней прекрасно прижилась пальма.
От Кафедральной площади по улице Portaferrissa можно выйти прямо к Rambla к храму Belen (Вифлеемской Богоматери) в стиле барокко. Строительство церкви было начато в 1680 году и закончено через 50 лет. В эти годы шла борьба за испанское наследие, в которой Barcelona участвовала на стороне проигравших. Главный вход в собор находится со стороны улицы Carme - перпендикулярной Rambla. Вход украшен скульптурами святых иезуитов
Если пройти по улице Carme дальше, около пересечения ее с улицей Hospital, мы обнаружим фонтан - типичный элемент городской инфраструктуры Барселоны. В отличии от византийской части Стамбула тут они, в основном, действующие.
![]() |
![]() |
храм Sant Pau del Camp 12 век, элементы основания 9 век |
![]() |
улица Carrer de les Flors в окрестностях Sant Pau del Camp |
Если свернуть с улицы Carme раньше - в юго-восточном направлении на улицу de Maria Aurellia Capmany, то мы оказываемся на бульваре Rambla del Raval. Бульвар заканчивается перекрестком, от которого в юго-западном направлении протянулась улица (Carrer) Sant Pau с храмом Sant Pau del Camp.
Это одно из старейших культовых сооружений столицы Каталонии романского толка. Конструкция - крестообразная с 3x апсидная, однонефная.
Двигаясь по бульвару Rambla от площади Каталония мы попадаем к морю к морскому порту, где также располагаются памятник Колумбу, (старинные) таможня и верфи. Большинство круизов по Средиземному морю"проходят" тут. Отсюда начинаются экскурсионные туры по стране. Для пляжного отдыха лучше выехать за город.
Памятник Колумбу выполнен для Всемирной выставки 1898 года в виде колонны высотой более пятидесяти метров. Располагается он на том месте, где мореплаватель ступил на берег, после 1ого путешествия в Америку.
C этого места, оставив старинное здание морского порта по левую руку, а здание древней таможни справа, проходим к торгово-развлекательному центру над морской водой. Есть там и океанариум - самый крупный в Европе. Пройдя все это, мы оказываемся на окончании мола Fusta на краю площади Antonio Lopez, которая показана на снимке. Район Барселонета справа. В левой части снимка виднеется здание почты и телеграфа. На первом плане справа самое значительное произведение американского "поп-художника" Roy Lichtenstein. Называется - голова. Была сооружена при подготовке олимпийских игр в 90 годы двадцатого столетия.
Это южная граница квартала Ла Рибера (La Ribera).
Добраться до квартала Ла Рибера (La Ribera) можно от готического квартала - от его восточной стороны. Там располагается огромное количество музеев, например, Пикассо, барселонских дворцов средневековья и дворец каталонской музыки.
Улица Montcada является местом "скопления" городских усадеб-дворцов 14-15 веков. Их планировка и облик соответствуют принятому на побережье Средиземного моря. Это крепость с толстыми стенами и бойницами, обрамляющая внутренний дворик. Особый интерес представляют здания под номерами: 12, 15, 25. Найти номера у домов, как и во всех городах Испании, затруднительно. Но на звание туристической столицы, тем не менее, город претендует. С названиями улиц и номерами домов очень хорошо в Вильнюсе.
Попасть в центр квартала можно от метро Jaume 1. По улице Argenteria проходим вглубь квартала к площади Санта Мария на которой, находится одноименный собор. Здания, окружающие площадь, показаны на снимке. Кстати, улица Montcada упирается прямо в этот же собор
Строительство собора в готическом стиле началось в первой половине четырнадцатого столетия, после захвата Сардинии. Строительные работы завершились в 1383 году. Портал выполнен с расширяющимися наружу откосами. Окна имеют стрельчатую форму.На дверях в храм показаны передовики производства при строительстве - портовые грузчики.
С южной стороны храма создано углубление, облицованное камнем. Там на изогнутой мачте горит вечный огонь - в память защитников Барселоны, убитых в 1714 году.
Продолжаем движение от вышеназванного памятника к рынку Born (Carrer de la Ribera, 3)
![]() |
![]() |
рынок Born |
![]() |
Французский вокзал |
Немногим более ста метров в юго-восточном направлении от рынка-музея, и мы оказываемся возле Французского вокзала (Estacio de Franca). "С улицы" здание выглядит непрезентабельно.
Железнодорожная станция появилась тут в 19ом столетии для "французских" поездов, а также из северо-восточной Каталонии и побережья Коста-Брава.
Существующий железнодорожный комплекс был построен в 1929 году и открыт "по программе" Международной выставки. До 1970 года, когда открылся вокзал Барселона–Сантс, это был крупнейший узел транспортной инфраструктуры столицы Каталонии.
Залы оформлены в стиле арт-деко - сплав неоклассицизма и модернизма.
парк Цитадели (Parc de la Ciutadella)
![]() |
Вход в парк |
![]() |
Парламент Каталонии в здании арсенала крепости |
К северу от железнодорожного вокзала (в ста метрах) расположен парк Цитадели (Parc de la Ciutadella), который был разбит на месте крепости (Цитадели), построенную в 1729 году после аннексии Каталонии Испанией.
Одно из зданий крепости (Арсенал) сохранилось, было достроено и отдано под парламент Каталонии.
На севере парка располагается впечаляюще-огромный фонтан Cascada.
Среднюю часть сооружения, выполненную в классическом стиле, занимает триумфальная арка, завершенная колесницей с богиней зари (Avrora) с факелом в руках. Внутри арки - скульптура богини любви (Venera), окруженная мифическими существами. Обрамляют фонтан драконы и грифы. 3x пролетная конструкция охвачена широкими лестницами.
Окончательные работы с проектом арх. Josep Fontsere были завершены в 1888 г..
![]() |
Замок трех драконов (Castell dels Tres Dragons) |
![]() |
Зимний сад Hivernacle арх.Josep Amargos 1888 |
В юго - западном "углу" парка располагается Замок трех драконов (Castell dels Tres Dragons).
Здание строилось архитектором Lluis Domenech i Montaner (1850-1923) "под точку общественного питания" для Выставки в 1888 году. Конструктивно исполнено в как "модерновое", украшено драконами и белыми плитками по верху фасада, последний завершен зубцами. Одним из первых использовал сочетание кирпичной кладки и железа с керамикой.
В наши дни тут размещается Зоологический музей.
![]() |
В юго - восточном "углу" парка располагаются храм Parroquia Castrense и учебное заведение IES verdaguer |
![]() |
![]() |
Триумфальная арка (L'Arc de Triomf) 1888 г. Официально-парадный вход Всемирной Выставки |
В северо-западном направлении от парка Цитадель в 1888 г. была возведена Триумфальная арка (L'Arc de Triomf). Строилась как Парадно-официальный вход Всемирной Выставки в неомавританском стиле.
При выходе из парка Цитадели, направляясь к Триумфальной Арке по "улице" Lluis Companys, мы оказываемся возле памятника мэру столицы Каталонии Francesc de Paula Rius i Taulet (1833-1889). 3 ангела "глазеют" на него. Монумент сооружен в 1897 году.
![]() |
музей корриды (Museu Tauri) |
Несколько сотен метров в северо-западном направлении от парка Цитадель и мы оказываемся возле автобусной станции Nord. В ста метрах с северо-запада на юго-восток протянулась ул.Marina.
При ее взаимопересечении с Gran Via de les Corts Catalanes располагается "борьбище" для боя с быками. Последняя коррида "случилась" 25.09.2011 года. В настоящее время это сооружение, построенное в 1914 году расположен музей корриды (Museu Tauri). Постройка сочетает стили: византийский и мавританский.
Еще почти полкилометра по улице Marina, и мы оказываемся возле всем известным творением А. Гауди - Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Familia). С 1883 года строительство началось под администрированием А. Гауди Antoni Gaudi (1852-1926). 5ти нефная постройка будет завершаться огромным количеством конических башен.
Культовое сооружение было освящено в ноябре 2010 года.
![]() |
![]() |
![]() |
Дом Macaya: псевдоготика - 1901 г. архитектор Josep Puig i Cadafalch (1867-1956) |
По улице Mallorca движемся в юго-западном направлении до ее пересечения с бульваром Sant Joan и проспектом Диагональ. В северо-западном направлении от площади на бульваре Sant Joan находится Дом Макая (Macaya).
![]() |
![]() |
площадь с памятником Jacint Verdaguer i Santalo |
В вышеназванном пересечении магистралей был установлен памятник каталонскому литературному деятелю Jacint Verdaguer i Santalo (1845–1902). Бронзовая статуя поставлена на высокий столб-постамент. Его окружают, на более низких постаментах, три каменных скульптуры-алегории (из произведений литератора).
Архитектором всей композиции, которая создавалась с 1913 по 1923 год, был Josep M. Pericas (1881-1966). Каталонское направление модернизма.
![]() |
храм Saleses на бульваре Sant Joan |
![]() |
храм Pompeia |
Следуем по бульвару Sant Joan в юго-восточном направлении, и оказываемся (Sant Joan 90) возле храма Saleses Ордена посещения Пресвятой Девы Марии (Визитантки).
Здание строилось в 80тые годы 19го столетия архитектором Joan Martorell i Montells (1833–1906) - учителем Гауди. Неоготический стиль с наметками модернизма.
Двигаясь по проспекту Диагональ в западном направлении (от Дома Macaya), через километр с небольшим мы окзываемся возле культового сооружения Nostra Senyora de Pompeia, построенного в первое десятилетие 20го столетия в неоготическом стиле архитектором Enric Sagnier (1858-1931).
бульвар Gracia
Двигаемся от проспекта Диагональ по бульвару Gracia (в направлении к площади Каталонии).
Первым интересным памятником архитектуры будет Дом Мила (Casa Mila) - на пересечении с улицей Provenca. Жилой дом строился с 1906 по 1910 год под руководством Гауди. Это его последняя светская работа.
Конструктивно выполнено как железобетонное изделие с несущими колоннами, стены "избавлены" от нагрузки. "Волнистая" структура фасада привело к кличке: Pedrera — каменоломня.
Существует сходство "рисунка" фасада со скалами, которые обтекают воды. Кованая структура балконов - водоросли.
Или убегающая густая каша из кастрюли.
Подземная парковка - одна из первых в мире.
Через несколько кварталов на противоположной стороне бульвара (Gracia 43) располагается Casa Batllo. В русской транскрипции - Бальо, Батло, Батльо. Здание 1877 года постройки для фабриканта Josep Batllo было перестроено А.Gaudi в 1906 г..
В дизайне фасада отсутствуют прямые линии - только "волны". Одно из толкований поверхности фасада - убийство дракона покровителем Каталонии Святым Георгием (победа добра над злом). Башенка, завершенная крестом -символизирует меч. Некоторые элементы фасада символизируют чешую дракона, а также кости его жертв. Поэтому иное название здания - Дом Костей.
Рядом в южном направлении (Gracia 41) еще один памятник архитектуры: Дом кондитера Amatller (Амалье, в иной транскрипции - Аматльер).
![]() |
Дом Amatller |
![]() |
Дом Lleo i Morera |
Дом Amatller имеет современный вид с 1900 года в переходном стиле от модерна к неоготике. Архитектор Josep Puig i Cadafalch (1867-1956).
Элементы испанского готического стиля присутствуют в дизайне некоторых окошек.
Еще дальше по бульвару находится в 6ти этажном здании под номером 35 Дом Lleo i Morera.
Каталонский модерн. Архитектор Lluis Domenech i Montaner (1850-1923)
![]() |
Дом Serra на Rambla de Catalunya |
![]() |
Улица Parallel |
Параллельно бульвару Gracia протянулась Rambla de Catalunya с Домом Серра (Serra) на пересечении с проспектом Диагональ. Архитектор Josep Puig i Cadafalch
Двигаемся по бульвару Gracia (в направлении к пл.Каталонии) до перекрестка с Gran Via de les Corts Catalanes. Поворачиваем направо (на юго-запад) и движемся к пл.Испании.
Gran Via проходит поперек площадь в тоннеле. В площадь упираются улицы Tarragona (с северо-запада), Creu Coberta (с востока), проспект Reina Maria Cristina (с юго-востока) и Parallel с востока.
Это наиглавнейший логистический и коммуникационный узел инфраструктуры столицы Каталонии: станции метро - линии L1, L3 и L8, а также "конечная" для электропоездов FGC (Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya).
Немногим менее километра на северо-запад по улице Tarragona расположены железнодорожный вокзал Sants и автобусная станция.
Площадь Испании (Placa d`Espanya)
![]() |
Фонтан на площади Испании 1929 год |
Площадь создавалась во время проведения Всемирной Выставки в 1929 году, как северный рубеж освоения холма Монжуик (Montjuic). Восточная часть холма, обращена к морю и занята крепостью с 1640 года.К Олимпиаде 1992 года на холме был выстроено огромное количество спортивных сооружений.
Фонтан (Fuente de la Plaza de Espana) представляет морское могущество Испании и ее вклад в мировую цивилизацию.
"По центру" 3 скульптурных группы "в античных одеждах" символизирует речные системы страны: реки Кантабрии, бассейн Средиземного моря, а также Атлантического океана. Они обрамлены колоннами коринфского ордена, которые декорированы символами искусства, религиозных и героических деяний.
На гранях постамента еще три скульптурные группы. Первая отображает Здоровье. Вторая - процветание (мадам с фруктами, козой и оливковой ветвью). Третья - рыболовство (ребенок с рыбой) и мореплавание (женщина с кораблем в руках).
Завершение "фонтанной" экспозиции - чаша.
![]() |
начало проспекта Reina Maria Cristina |
![]() |
Palau Nacional - Музей Искусства Каталонии |
На холм ведет очень короткий проспект Reina Maria Cristina (архитектор Josep Puig i Cadafalch). Его начало оформлено почти пятидесяти метровыми колоннами-копиями с площади San Marco в Венеции. Заканчивается проспект дворцом - Palau Nacional, построенном в классическом стиле Испанского Ренессанса. Теперь тут Музей Искусства Каталонии.
Крепость Монжуик (Castell de Montjuic)
![]() |
Вход в крепость |
![]() |
парк на склоне горы Монжуик (Montjuic) |
Крепость Монжуик (Castell de Montjuic) находится на восточном склоне холма на берегу Средиземного моря. В конце 18го столетия приобрела современный вид.
До 1960 года - военная тюрьма.
Pedralbes - престижный район в западной части города
![]() |
Королевский дворец в парке Pedralbes |
Именно тут на проспекте Диагональ (метро Palau Reial) находится парк Pedralbes.
Следующая станция метро (от центра) позволяет попасть в Парк Сервантеса и Розовый сад (Parc de Cervantes Roserar De Cervantes).
Парк с дворцом, выполненный в классическом стиле, был подарен королю предпринимателем Eusebi Guell за "повышение титульности". Использовался королевской семьей по назначению с 1919 по 1931 год.
В ста метрах на восток от дворца (на другой территории) располагаются "павильоны Guell" - одно из первых творений А. Гауди (Antoni Gaudi) в 80x годах 19го столетия.
![]() |
Вид с перекрестка Avinguda de Pedralbes, Avinguda d'Esplugues, Carrer del Bisbe Catala |
![]() |
![]() |
1326 год каталонская готика |
Немногим более километра (от входа в павильоны Guell) в северо-западном направлении по Avinguda de Pedralbes, и мы упираемся в монастырский ансамбль Pedralbes.
Культовый комплекс был основан в 1326 г.. Храм, построенный в южно-европейском стиле с элементами готики Каталонии, освятили через год. Однонефная 7ми секционная конструкция.
![]() |
![]() |
внутренний двор, охваченный 3x этажной галереей |
Огромный внутренний двор обрамлен 3x этажной галереей с колоннами (клуатром). Капители колонн оформлены как геральдические щиты-эмблемы Арагонского королевства и семьи Монкада (Elisenda de Moncada y Luna).
![]() |
Кухня при монастыре |