Новосибирск: от вокзала к Красному проспекту.

При строительстве города от железнодорожного вокзала в направлении Николаевского проспекта было прорублено три просеки (будующие улицы 1905 года, Челюскинцев и Сибирская). Но доходили они только до улицы Кабинетная, которую в советское время переименовали в Советскую, "ломались" и через квартал пересекали проспект. Расположенную по середине просеку назвали в честь строителя транссибирской магистрали Межениновской. Из трех улиц она была самой широкой, вероятно, со сквером посредине. В те времена здание вокзала располагалось южнее, едва доходило до центральной части современного.
Начало города около моста     Новосибирск центр    Новосибирск около вокзала    Северная часть     Южная часть     храмы    
Новосибирск: железнодорожный вокзал (карта)

Около железнодорожной станции, тогда она называлась Обь, с восточной стороны располагалась огромная площадь. Впоследствии ее назвали площадью Гарина - Михайловского, известного писателя. Считается, что именно он обосновал строительство моста около деревни Кривощеково. По другому варианту мост пересекал Обь немного ниже, "опираясь" на остров. В таком варианте железная дорога проходила бы по существующей в настоящее время улице Дуси Ковальчук. Непосредственно изыскания проводил В.Роецкий (1861 - 1896) летом 1891 года.

Томских купцов интересовал вариант через Колывань.

Кстати, из всех строителей транссибирской магистрали на карте Новосибирска осталось только имя Гарина - Михайловского.

До 80 годов двадцатого столетия привокзальная площадь, конечно, была узлом транспортной инфраструктуры города. Но только построение метро, создание Нарымской магистрали и децентрализация городского транспорта (после перестройки) превратило его в главный транспортный узел города. Общественный транспорт кучкуется в три ряда.

Расписаний с указанием маршрутов отсутствуют. Шныряющие автомобилисты-частники стандарно отвечают: где-то тут, будет через час - полтора. До Академгородка можно доехать на маршрутке (сорок рублей 2012 год) или автобусе из Родников (северная часть города) за 14 (2012 год). Электрички позволят избежать пробок. До аэропорта Толмачево можно добраться за 30 минут на экспрессе 111Э с 04.00 до 22.30 или за сорок на маршрутке 1122 с 06.30 до 21.30 , которая следует через площадь Станиславского и город Обь.

Дислокация отправления постоянно меняется

При строительстве моста у устья речки Каменка возник поселок. Это было первое ядро будущего Новосибирска. Второе - формировалось около железнодорожной станции, которая открывала участок Средне-сибирского отделения транссибирской магистрали. Тут много зданий было сооружено при непосредственном участии инженера В.К. Жандр. Работы по прокладке дороги начались в мае 1893 года, а 1 декабря 1894 года было открыто движение в сторону станция Болотная. Паровозное депо и мастерские появились в 1896 году.

Первое здание станции было сооружено по самому низшему пятому классу. Но уже в 1897 вокзал стал деревянным 3го класса. Такому уровню полагались буфет, почта и залы ожидания. Станционные пути были те, которые сейчас называются рамочными. Вокзал расширяли путем строительства 2х этажных каменных пристроек в 1906 и в 1914 годах.

Новосибирск: железнодорожный вокзал

В конце двадцатых "возникло желание" к строительству нового железнодорожного вокзала. Проекты оценивались комиссией во главе с академиком А.В. Щусевым.

Строительство началось в 1931 году в стиле конструктивизма. Через несколько лет стиль этот был признан "неправильным." К проектированию был подключен архитектор Б.А. Гордеев (1903 - 1943), который после окончания "училища имени Баумана," участвовал в проектировании зданий своего училища и ЦАГИ. Затем был сослан в Новосибирск.

Существующие фасады выполнены в стиле ампир, центральная часть представляет из себя триумфальную арку. В ее обрамлении использованы пилястры "тосканского" ордера. Верхняя часть композиции оканчивается огромным аттиком. "Объект" на 4 000 пассажиров был сдан в эксплуатацию 25 января 1939 года.

Новосибирск: пригородные кассы

В 2006 году был построен павильон для касс пригородного сообщения конторой Сибжелдорпроект. Как архитектор в нем принимал участие Ф.М. Бунтовский, а в качестве инженера - О.М. Башарина. Из него можно попасть на железнодорожные пути через турникет. Чтобы попасть на электричку без билета следует идти (минут пять) через железнодорожный вокзал. Билеты могут начать проверять уже со следущей станции.

Для перехода на улицу Владимирская следует воспользоваться мостом, который расположен на 30 метров южнее.

С северной части привокзальной площади начинается улица Челюскинцев. Это территория в 1964 году показана на левом снимке. На правом снимке - начало улицы. На заднем плане здание, фасад которого виднеется на левом. 2006 год.


Новосибирск: привокзальная площадь в 1964 году Новосибирск - начало улицы Челюскинцев Проект: Дом-Коммунна в начале улицы Челюскинцев в Новосибирске

В 1928 году группа архитекторов И. П. Воронов, Б. А. Гордеев, а также С. П. Тургенев приступили в начале улицы Челюскинцев к реализации Проекта - Дом-Коммунна. За пять лет было построено четыре жилых дома по 44 квартиры в каждом. Пятый дом был сдан в 1938 году.

Впервые в практике были реализованы встроенные шкафы, в домах созданы прачечные. Внутри квартальной застройки был предусмотрен сад.

В эти же годы подобный жилой комплекс с обобществлённым бытом создавался в Берлине в районе Карл Лежьен.

Проектом не предусматривалось застекление балконов, которое сейчас существует.

Следует отметить, что дома (улица Челюскинцев 5 и 7) были построены уже с учетом расширения улицы Челюскинцев за счет нечетной стороны.

К комплексу примыкала фабрика-кухня улица Челюскинцев 9. Как выглядела последняя в послевоенное время показано на снимках внизу. 1964 и 2006 год, соответственно.

Дом-Кухня в начале ул. Челюскинцев в Новосибирске была аптека в начале ул. Челюскинцев в Новосибирске Дом-Кухня в начале ул. Челюскинцев в Новосибирске

На снимках внизу показаны следующие дома по улице Челюскинцев. В одноэтажном - в начале двадцатого века располагалась аптека. После строительства здания в северной части привокзальной площади в начале 60х годов аптека переехала туда.


улица  Челюскинцев 9 и 13 в Новосибирске улица  Челюскинцев 13 в Новосибирске

От северной части железнодорожной станции начиналась улица Переселенческая, позже переименованная в улицу 1905 года. На этой улице в двадцатые годы жил Алексей Николаевич Косыгин. В Новосибирске будующий председатель Совета Министров СССР после окончания Ленинградского кооперативного техникума (1924 год) начал трудовую деятельность, как инструктор Новосибирского Областного Союза Потребительской Кооперации. В Ленинград возвратился через шесть лет с должности зав. отделом планирования Сибирского краевого союза потребкооперации.

Новосибирск: улица  1905 года  15 Новосибирск: улица  1905 года  13

В начале улицы 1905 года (бывшей Переселенческой) жили "сотрудники"железной дороги. Например, домом под номером 15 владел машинист Андрей Кириллович Казберук. Как и дом 13 он был построен в 1910 году. Посреди главного фасада находится мезонин, оформленный 3х угольным полуфронтоном. Украшением служит резная, накладная розетка "солнышко". Сруб сделан "в обло" и обшит тесом. Цоколь из кирпича завершен рельефным орнаментом типа "сухарики". Сандрики из кирпича располагаются в верхней части окон цокольного этажа.

Для украшения дома - деревянная резьба по карнизу (геометрический орнамент) и наличникам окон (растительный орнамент).

Другой дом - под номером 13 замечателен, в первую очередь, тем что, тут снимал с 1927 по 1929 год квартиру А.Н.Косыгин. Окна 1го этажа имеют лучковое завершение и перемычки той же конфигурации (с замковым камнем).

Новосибирск: улица  1905 года  33

Слева показан дом на углу улиц Красноярская (112) и 1905 года (33). Он был возведен в 1901 году, как городская усадьба Копылова Родиона Мартемьяновича, скорняка по профессии.

На кирпичном основании (первый этаж) располагается сруб (из бревен "в лапу"), обшитый тесом. 5ти угольный балкон прежде размещался над парадным входом. Теперь тут окно. Торцы сруба закрыты пилястрами.


Новосибирск: улица  1905 года Городское училище

На пересечении улиц Иркутская и 1905 года расположилось здание, построенным архитектором А.Д. Крячковым в 1912 году. Строительство велось в рамках программы "Городские начальные училища," начатой в Западной Сибири в 1909 году. Сейчас тут располагается Сибирский Народный Хор - местная достопримечательность.

Новосибирск: улица  1905 года

41 школа 2 Б класс 1957 - 1958 годы


улица Челюскинцев (Межениновская) снимки 1964-1965 годов

Названа в честь Меженинова Николая Павловича - руководителем созданмя собора А. Невского, портовых сооружений, а также станции Обь с привокзальным поселком.

Новосибирск: улица Челюскинцев от C-Щедрина
от Cалтыкова-Щедрина в сторону Гоголя. Перекресток с улицей Красноярской
Новосибирск: улица Челюскинцев от C-Щедрина
от Cалтыкова-Щедрина в сторону Гоголя. Трамвайный столб на перекрестке с улицей Иркутской

Когда через Новониколаевск в ссылку (1897 год) и обратно проезжал В. И. Ленин, он прогулялся около вокзала, обозвав Меженинова вором.

В советское время улицу переименовали в Челюскинцев. Именно по ней пустили в тридцатые годы первый в городе трамвай. Линию возводили ударными темпами и "отрезали" северную часть района-территории от водопровода и канализации. Поэтому, только единичные дома по нечетной стороне улицы имели водопровод.

Трамвайную линию снесли при строительстве метро, которое "копали" фактически открытым способом. Большую яму выкопали на перекрестке улиц Нарымская и Челюскинцев (со стороны храма). Тут произошла какая-то расстыковка тоннелей. Расширение улицы проводилось за счет нечетной стороны. Все эти дома оказались на проезжей части существующей магистрали.

Новосибирск: улица Челюскинцев, библиотека имени Чехова
уборка снега около библиотеки имени Чехова в марте 1965 года

Во времена, когда по Челюскинцев ходили трамваи, в конце зимы уровень тротуара, за счет утоптанного снега, поднимался почти на метр. Городские службы убирали снег с асфальтированного тротуара (по четной стороне) и с проезжей части. Между трамвайными путями и автодорогой оставалась полоска, с которой снег должны были убирать владельцы домов. Большинство домов были "муниципальные", и снег там лежал до конца зимы. А частники периодически возили снег на свои участки. У куда еще? Правда, движение было малоинтенсивное и снег чистый.

Частники также были обязаны следить за состоянием табличек с названием дома и номером и их подсветкой в ночное время. Закрываешь на ночь ставни- включаешь свет. Рядом с номером дома располагалось приспособление для крепления флага. Его следовало вывешивать на 1 мая и 7 ноября. Частники это делали всегда, а вот дома, принадлежащие городу украшались флагами изредка.


Новосибирск: улица Челюскинцев  57 и 59
улица Челюскинцев 57 и 59
Новосибирск: улица Челюскинцев 57
улица Челюскинцев 57

На отопление такого дома (улица Челюскинцев 57) требовалось 3-4 тонны угля в год.


Новосибирск: улица Челюскинцев 57
улица Челюскинцев 57
Новосибирск: улица Челюскинцев 57
во дворе дома по улице Челюскинцев 57

Печки в доме две: одна похожая на русскую, с возможностью приготовления еды, а вторая исключительно для отопления (ее труба скрыта деревом). Владельцы до 1950 года занимались зубоврачебной деятельностью. Для обогрева клиентов им была нужна отдельная печь, а также водопровод. Это один из немногих домов на улице с водопроводом и выгребной канализацией. Очистка выгребной ямы проводилась один раз в десять лет. Водопровод проходил на небольшой глубине под трамвайной линией и поэтому промерзал - с конца апреля до июня (иногда середины) воды не было.

Дрова преобретались только для растопки, часто это была щепа.

Перекресток улиц Нарымская и Челюскинцев


Новосибирск: улица Челюскинцев от Нерчинской в сторону Нарымской
от улицы Нерчинской по направлению к улице Гоголя. Видно (кирпичное) здание библиотеки имени Чехова.
Новосибирск: улица Челюскинцев от Нерчинской в сторону Нарымской
от Нерчинской в сторону Гоголя. Видно здание библиотеки им. Чехова.

Представленные слева два снимка (юг справа), показывают место, где через десяток лет будет площадь Лунинцев.

Лунинцы - те же самые Стахановцы (одна из форм социалистического соревнования в СССР), но только железнодорожники и новосибирские конца 30х годов 20го столетия. При подъезде к железнодорожному вокзалу (от Оби) Лунину поставлен памятник - паровоз ФД21- 3000 (3000 - порядковый номер изготовления). Проживал Лунин в Новосибирске на улице Салтыкова - Щедрина, дом 1.

На левом снимке современный вид южной части площади.

южная часть площади  Лунинцев в Новосибирске Новосибирск: улица  Нарымская 1965 год. Цирк будет построен справа.

Обустройство площади началось со строительства инженерных коммуникаций по улице Нарымская. Именно это и показано на правом снимке. Цирк будет построен справа.

Новосибирск: улица  Нарымская

Цирк построен. Деревянные дома снесены. Строится жилмассив. Начало 80x годов.


Новосибирск: улица  Нарымская ноябрь 1968 год. Новосибирск: улица   Нарымская ноябрь 1968 год.

Застройка территории между между улицами Сибирская и Челюскинцев началась на 10 лет раньше, чем участков севернее улицы Челюскинцев.

На снимке слева нечетная сторона улицы Нарымская в ноябре 1968 года. Вдали виднеется здание библиотеки имени Чехова. Сейчас там почти центр оживленной площади.

На снимке справа четная сторона улицы. Деревянный дом на переднем плане (угол улиц Сибирская и Нарымская) - один из старейших детских садов Новосибирска.

Туруханская церковь - Вознесенский собор

В десятые годы двадцатого столетия, Новосибирск, тогда еще Новониколаевск, состоял из нескольких частей: Закаменской, окрестностей собора А. Невского, окрестностей железнодорожной станции и Заельцовской. В последнем располагались военные заводы: мясо(консервный) комбинат и сухарнаяфабрика. Основная масса переселенцев жила около храма Александра Невского и ходила (пешком) на работу в Заельцовскую часть города. До теперешнего клуба Кирова. Это 6-8 километров!

Дорога пролегала по улице Ленская мимо деревянной Туруханской церкви, построенной в 1913 году. В настоящее время эта улица полностью застроена и частично стала Нарымским сквером.

Прежде улица заканчивалась у железнодорожной насыпи, в которой был проход. Последняя особенность позволила пустить трамвай. Это был седьмой маршрут - от центра до клуба Кирова. На улицу Ленскую с Челюскинцев он сворачивал около храма. Как шел трамвай после пересечения железнодорожных путей, старожилы не помнят. Возможно, он выходил на Красный проспект на перекресток с улицей Кропоткина. Но в материалах часто упоминается улица Линейная....И память владельца сайта, который по этому маршруту ездил, отрицает, что тогда трамвай шел через площадь Калинина. Но понять (на местности) как шел трамвай после пересечения железной дороги было нельзя уже в конце 70 годов.

Пути сняли в начале 60 годов и пустили маршрут через площадь Калинина. Выходил трамвай на Красный проспект по улице Писарева.

С вокзала до клуба Кирова можно было добраться на автобусе пятого маршрута. На улицу Владимирскую автобус попадал через тоннель под железной дорогой.

Ленская (между улицами Челюскинцев и 1905 года) была застроена только со стороны противоположной храму. А к храму к северной стороне примыкала березовая роща, возможно, остатки первоначального леса. Сейчас он слился с Нарымским сквером. А в 70-80 годы там осенью проводилась выставка "цветоводов любителей". Тут в обязательном порядке надо было выставлять свои цветы бабушкам, которые торговали ими в городе у Главпочтамта и железнодорожного вокзала.

Новосибирск: вид на площадь Калинина с путепровода 1964 год
вид на площадь Калинина с путепровода 1964 год
вид на площадь Калинина с путепровода 1969 год
вид на площадь Калинина с путепровода 1969 год

 вид на путепровод от   площади Калинина в 1969 году
вид на путепровод от площади Калинина в 1969 году

Главная
Подмосковье    Походы выходного дня
контактная информация: тел. 8 916 816 16 49     
Translation