В буддизме выделяется два направления: Махаяна (Mahayana) и Тхеравада (Theravada).

по  дороге в Парк тропических растений Nong Nooch
Святилище по дороге в Парк тропических растений Nong Nooch
храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai
Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai

Отличительной особенностью первого является спасение всего живого. Распространено в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете, Бурятии.

Второе направление более древнее и консервативное. Распространено на Цейлоне и в Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде. По сравнению с первым вариантом более рационалистично (прагматично), а ритуалы упрощены. Однако, для достижения нирваны следует полностью отказаться от обычной жизни.

В Таиланде функционирует около 30 000 буддистских храмов. Обычно, они представляют собой большие культовые комплексы, которые называются Wat.


На территории страны можно выделить несколько архитектурных направлений: бангкокский, бирманский, лаоский и кхмерский.

храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai
Бангкокский стиль: оформление входа в культовое сооружение большим количеством колонн.
Chiang Mai - Wat Pan (Baan) Ping Chiang Man: Ворота в бирманском  стиле в wat Chiang Yuen Чиангмай (Chiang Mai) -  Wat Ku Tao завершение храма в бирманском стиле
Бирманский стиль - широкое применение тикового дерева, белые Будды, стилизованные львы около входа, а также многоярусные, ступеньками завершения храмов.   

Кхмерский стиль проявляется в конструкциях, имеющих форму початка кукурузы.

В синкретическом комплексе религиозно-мифологических представлений народов Таиланда господствующее положение ко времени образования в середине 13го века первого независимого государства Сукхотаи (Сукотаи, Сукхотхаи) заняла буддийская мифология. Сооружавшиеся в столице и других городах королевства величественные храмовые и монастырские комплексы (Wat) служили не только апофеозом учения Будды, но и были наглядным воплощением всей системы культурных ценностей, созданных буддизмом.

Chiang Mai - Wat Hua Khuang

Центральное место в храмовом комплексе отведено ступе, которая в Таиланде носит название чеди (chedi) и, обычно завершается шпилем.

В составе храмового комплекса имеется храм-бот - архитектурное сооружение с двускатными многоярусными крышами, во внутреннем пространстве которого располагался алтарь со скульптурами будд. Согласно космологическим установкам, соотносящим восточную часть света с миром богов и рая, храм-Wat, как правило, ориентирован главным фасадом на восток.

Архитектура культового комплекса отражает все основные образы буддийской Вселенной: земной и подземный миры, объединявшие бесконечное множество реальных и фантастических существ (мир сансары), средний, или промежуточный, мир, отведенный тем, кто вступил на указанный Буддой путь нравственного самоусовершенствования (мир бодхисатв и брахм) и, наконец, высшая сфера достигших нирваны существ (будд).

Этой символико-религиозной идее была подчинена как архитектурно-пространственная композиция святилища, так и система храмового декора. Не случайно в период Сукхотая возникла традиция украшать стены храма росписями на темы мифологических преданий и буддийских легенд.

Традиционно храмы являются местом, где путник может надеяться на кров и отдых. Но только на одну ночь. Если срок продлевается более чем на три дня, то приходится стричься в монахи.

Монастырская территория разделена на 2e части духовную Phutthawat и жилую Sanghawat. Два основных здания: это wiharm и (phra) ubosot, сокращенно bot. Первое сооружение предназначено для всех, а второе только для служителей культа и оно обычно меньше по размерам первого. В больших культовых комплексах может быть несколько wiharm, а в очень маленьких - только bot.

Wat Nong Yai: Bai Sema  в короне Wat Nong Yai: bot выделен Bai Sema храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai - Bai Sema храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram - Bai Sema

Для выделения bot по его периметру устанавливается восемь камней Bai Sema. Это могут не только простые булыжники или их куча, но и малые архитектурные формы. Их наличие свидетельствует о том, что сооружение освящено - была проведена церемония Fang lunk nimit. Часто, как на левом снимке, камень заключен в "корону - футляр." Вход в bot ориентирован на восток.

Поклоняются камням и на территории России.

"За большие заслуги" перед монастырем имя жертвователя огромных сумм может быть увековечено на крыше храма.

Три левых снимка (вверху) сделаны в Wat Nong Yai, который располагается в Паттайя на магистральном шоссе Sukhumwit. Правый снимок - храм Wat Bunkan Chanaram в южной части курорта Паттайя (около океанариума).


храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat  Na Chom Thian храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram

Bot очень часто окружается белой оградой, внутренняя часть украшается панно на буддийские темы. В стену (в ниши с табличками) замуровывается прах граждан, заслуживших это.

Как в wiharm так и в bot размещаются статуи Будды. Их количество (с уличными) превышает население Таиланда (шестьдесят миллионов человек). Некоторые изображения или "частицы-отпечатки" Будды особо почитаемы и посещаются огромным количеством народа. Первенство тут принадлежит Изумрудному Будде в Королевском дворце Бангкока. Часто святыни находятся в отдельных сооружениях mondop. В Индии для этого сооружения имеется несколько вариантов названия: mandapa, mantapa, а также mandapam.


храм буддистский ок. Паттайя (Pattaya): Wat Yanasang Wararam храм буддистский ок. Паттайя (Pattaya): Wat Yanasang Wararam будда Khao Chi Chan около  Wat Yanasang Wararam

На двух снимках слева показан буддистский комплекс Wat Yanasang Wararam, располагающийся на юг от Паттайя, построенный в 1976 году в современном тайском стиле. Несколько сооружений выполнено в стиле других стран, в том числе Китая.

Поблизости располагается гора, на которой "нарисован" Будда. Половина (известняковой) горы около Wat Yanasang Wararam была срыта, добывали полезные ископаемые. Высота горы над уровнем моря- 248 метров. На 180 метров она возвышается над окружающей местностью. На образовавшейся поверхности в 1996 году лазером в стиле Sukhothai-Lanna вычертили изображение (100 на 70 метров), провели фрезерные работы. Получившиеся борозды заложили золотом. Это место называется Khao Chi Chan.

Паттайя (Pattaya) Будда на холме Pattaya Hill
Pattaya Hill в Паттайя.
Бангкок: Wat Po  - около Королевского дворца
Wat Po в Бангкок (Bangkok)
храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram
Wat Bunkan Chanaram в Паттайя (Pattaya)
храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai
Wat Nong Yai в Паттайя (Pattaya)

Chofah в храме Wat Yanasang Wararam Chofah и Гаруда (Garuda) в храме Wat Nong Yai Паттайя (Pattaya)

Крыши храмов в Tailand обычно, покрываются красной черепицей, "уступами". Количество уступов соответствует счастливым цифрам (3, 5, 7, 9). Полагается, что злые духи боятся острых предметов, так как могут о них пораниться. Боятся они и блестящего. Поэтому конек крыши оканчивается шипообразным элементом (Chofah), на котором иногда болтается колокольчик. Шип является стилизацией мифического существа Гаруда (Garuda) (правый снимок - на фронтоне). Встречается также Chofah как стилизованные изображения рыбы или слона.

По индуисткой мифологии Гаруда (Garuda) - это одно из трех основополагающих существ мироздания. Существо представляет из себя комбинацию человека и хищной птицы. Король пернатых. Основная добыча - змеи, которые обитают в головах теx, кто сомневается в наличии Бога.

Охраной от злых духов занимаются также Nagas (Naga), Hongse, Singhas и Kinnan. Эти существа являются сплавом буддизма, индуизма и местного язычества.


лестница с Nagas (Naga) в  Wat Yanasang Wararam змея Naga(s) в парке Nong Nooch Ангкор Ват (Камбоджа): змеи Нага у входа Китайский дракон в Anek Kuson Wihan Sian

Входные лестницы часто обрамляется перилами, которые представляют собой змею Нага (Naga) - символ мудрости. Именно такие твари - кобры защищали (своими капюшонами) Будду от солнца во время медитаций.

Yak в  Khaodin or Khaokaew  (Wat Yanasang Wararam) Yak в мини Сиам в Паттайя (Pattaya) Yak в Wat Nong Yai

Нага эквивалентна дракону в Китае. Правда у последнего могут быть ноги.

Hongse - существо, похожее на лебедя, часто встречается в верхней части дверей. Символизируют силу и мощь существа Singhas. Похожи на помесь рогатой ящерицы и льва, они часто стоят у входа.

В Бангкоке в храме Wat Pho, расположенном возле Королевского Дворца, ворота охраняют каменные истуканы, привезенные из Китая. Используются и местные каменные мужики с огромными зубами - Yak. Иногда, они располагаются внутри стен и приглядывают за храмом.


Sala в Wat Bunkan Chanaram Sala в  Wat Nong Yai Sala в  Wat Yanasang Wararam

Еще одним сооружением на территории монастырей являются Sala. Они могут иметь небольшой размер и выглядеть как беседки для "убежища" от жары и дождя. А могут иметь гигантские размеры и использоваться для выполнения культовых церемоний, а также обучения.

колокольня Ho Rakang в Wat Na Chom Thian с крематорием на юге Паттайя колокольня Ho Rakang (маленькая, на первом плане) в Wat Yanasang Wararam символы буддизма: колокола храма Wat Phra Yai на Pattaya Hill колокольня Ho Rakang  в парке Nong Nooch колокольня Ho Rakang в Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien колокольня Ho Rakang в королевском дворце Бангкока
колокольня Ho Rakang в Wat Bunkan Chanaram
библиотека Ho Trai в Wat Yanasang Wararam

Колокола в буддистских храмах используются для фиксации распорядка дня. Располагаются они на колокольне, называемой Ho Rakang.

Есть на территории храмов и библиотеки (Ho Trai) буддийских текстов Tripitaka. Правый снимок - библиотека на территории Wat Yanasang Wararam около Паттайя (Pattaya). Так как прежде писали тексты на бамбуковых листьях, то для их сохранения помещения создавали (для защиты от насекомых) посреди прудов и озер на сваях.

Традиционно священные тексты Tripitaka создавались на листах шириной около 5 см и длиной примерно пятидесяти. Далее формировалась пачка 20-40 листов. Каждая пачка зажималась между 2мя планками из тика. Пачки заворачивались в ткань и помещались в ящичек-шкатулку. Последние часто покрывались темным лаком, украшались золотыми листочками, а также перламутром.


Chedi в Wat Bunkan Chanaram Chedi в  Wat Bunkan Chanaram Chedi в Na Chom Thian

Обычно самым высоким сооружением культовых буддийских комплексов является Chedi. В Таиланде эта постройка имеет форму цветка лотоса. В богатых и известных монастырях в них хранят реликвии буддизма, а в заурядных - прах монахов. Это строение является ключевым святое дерево баньян в  Wat Bunkan Chanaram при совершении ритуала Vien Tien. В темное время толпа с зажженными свечами обходит его по часовой стрелке трижды. Так отмечается начало сезона дождей (июль, август, сентябрь). Совсем маленькие Chedi используют на кладбищах для сохранения праха после кремации.

В монастырях живет огромное количество животных. Предполагается, что это перерожденные человеческие души. Кормить их считается делом богоугодным - это может улучшить Вашу следующую жизнь. Часто подле храмов растет баньян. Баньян - это не дерево, а своеобразная жизненная форма фикусов. Суть состоит в том, в кроне взрослого растения формируются стволики с корнями, которые спускаются на грунт и прорастают. Дерево превращается в рощу. Именно в такой экосистеме и нашел просветление Будда. Дерево обычно одевают - обвязывают нижнюю часть ствола оранжевой лентой. Своеобразная форма поклонения духам.

Еще один символ Буддизма - колесо Дхармы - также часто можно встретить в монастырях. Оно соответствует циклическим процессам: рождение, смерть, перерождение.....

символ Буддизма -  колесо Дхармы в  Wat Bunkan Chanaram символ Буддизма -  колесо Дхармы в  Wat Nong Yai символ Буддизма -  колесо Дхармы в  Wat Yanasang Wararam

Живут монахи на территории монастыря в небольших домиках - kuti по одному или несколько человек в комнате. Они предназначены для сна и медитаций. Правда "предводители" могут жить в обычном доме с современными удобствами и двумя - тремя автомобилями. Тут следует отметить, что рядовые тайцы, в нашем понимании, живут в лачугах, а богатые - в хибарах. Без тройных стеклопакетов и центрального отопления. B силу местных традиций дом может стоять на сваях на топком берегу мутной речки.


Паттайя (Pattaya): возле отеля Pinnacle, снимок справа - возле Wat Bunkan Chanaram

Паттайя (Pattaya): возле отеля  Pinnacle Паттайя (Pattaya): возле отеля  Pinnacle Паттайя (Pattaya): возле отеля  Pinnacle Паттайя (Pattaya): возле Wat Bunkan Chanaram

Культовые сооружения Паттайя (Pattaya)

храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat  Na Chom Thian
Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya)
храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai
Wat Nong Yai в Паттайя (Pattaya)

храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram окно в храме Wat Bunkan Chanaram храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Bunkan Chanaram
Wat Bunkan Chanaram на шоссе Sukhumvit около Океанариума

колокольня Ho Rakang в Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien Будда на холме Pattaya Hill Будда на холме Pattaya Hill
Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien Будды на холме Pattaya Hill

храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai крематорий в Wat Nong Yai храм буддистский в Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai беседка в китайском стиле в Wat Nong Yai
Wat Nong Yai располагается напротив Hospital Bangkok Pattaya, граничит с мини Сиам. Имеются сооружения в китайском стиле

буддисткий храм Wat Na Chom Thian с крематорием на юге Паттайя (Pattaya) окно в храме Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya) ворота в храм Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya) Паттайя (Pattaya): Храм Истины
Wat Na Chom Thian около гостиницы Pinnacle- южная часть курорта храм Истины(Prasat Satchatham) В северной части Palma Beach Построен из дерева высотой 105 м

Добраться до Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya) можно доехав по пляжу Джомтьен на "тук-туке" до конца "(до кольца)", а затем двигаться перпендикулярно пляжу (на восток) примерно километр с лишнем. Место окружено невысокой каменной стеной и рвом с водой с одной стороны. Крематорий с трубой - иглой и погребальные конусы chedi. Главные "ворота" выходят на магистральное шоссе Sukhumvit.Через дорогу от монастырских сооружений в северном направлении находятся Центры обучения слонов и обезьян.

Много в Патайе и культовых построек как буддийских (оба основных течения), так и мусульманских и христианских.Одна мусульманская мечеть (Booralyakeen) расположена в северной части города около медицинского центра, магазина Вован, "мини-Сиама," буддиского Wat Nong Yai. Неподалеку, метрах в трехстах (на юг) располагается автостанция. Другая мечеть (Darul Ibadah) со школой находится в районе железнодорожной станции, почти в начале улицы Центральная Паттайя. Ее территория примыкает к католическому костелу St. Nikolaus (здание было построено в семидесятые годы прошлого столетия) с кладбищем.

Booralyakeen мечеть на севере Паттайя (Pattaya) Darul Ibadah  мечеть в Паттайя (Pattaya) вблизи ж\д вокзала Паттайя (Pattaya): колокольня костела St.Nikolaus Паттайя (Pattaya): костел St.Nikolaus
Культовые сооружения Бангкока (Bangkok)
Бангкок (Bangkok): костел на берегу pеки Chao Phraya
костел на берегу pеки Chao Phraya

Китайские храмы в Таиланде
храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя
храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя

При общей численности населения Таиланда 60 миллионов человек в прошлом столетии там успешно адоптировалось 5 миллионов китайцев. Это стало возможным благодаря толерантности тайского населения, а также близости религий. В Китае и Таиланде разные ветви буддизма. Исламская культура в Индонезии и Малайзии препятствует ассимиляции китайцев.

Много китайцев приехало в страну в семидесятые годы 19 столетия. В начале 20 века в Таиланде стали сильны националистические течения против иностранцев, из-за попыток Англии и Франции установить свои порядки. Под эту же метлу попали и китайцы. После Второй Мировой Войны тоже были проблемы: Таиланд боялся Красного Китая.

Китайские культовые сооружения называются San Chao, Внутри там темнее, чем в тайских храмах, горят красные фонарики, а повсюду - иероглифы. Китайские храмы более красочны, чем тайские, крыши причудливо изогнуты. Повсюду драконы, китайские Будды. Характерной особенностью последних является поза (сидячая) и большие животы.

В некоторых тайских жилищах имеются китайские святилища. Они представляют собой что-то красненькое, установленное на полу. Это для магического существа, управляющего основой дома. На Руси - это домовой, в Таиланде - Tee Ju Iya. Сходится тайский буддизм с китайским и в области почитания старших.

Несколько отличается система приношений (богам) у двух народов. Тайцы, обычно утром, дают еду монахам в надежде получить что-либо в следующей жизни. Китайцы же приносят еду в храм, а позже ее забирают и съедают дома. Считается, что это осталось после трапезы богов. Похоже на наш православный обычай во время Пасхи.


храм буддистский ок. Паттайя (Pattaya): Wat Yanasang Wararam храм буддистский ок. Паттайя (Pattaya): Wat Yanasang Wararam храм буддистский ок. Паттайя (Pattaya): Wat Yanasang Wararam храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя
храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя храм Yanasang Wararam около Паттайя
храм в китайском стиле AnekKuson WihanSian около Паттайя

Интересные ссылки


Другие интересные места Юго-восточной Азии
Главная
Подмосковье    Походы выходного дня
контактная информация: тел. 8 916 816 16 49     
Translation