![]() |
Чиангмай (Chiang Mai): Железнодорожная станция |
Колыбель тайской цивилизации.
До начала 9го столетия тут существовало монское государство. Тайцы сюда были "выдавлены" из Китая в 11ом веке. Они стали создавать небольшие княжества.
Первое независимое тайское государство с центром в Сукхотай появилось в 1238 году, а затем и севернее в Чиангмай (Chiang Mai). Менграй (Mengrai) основал город (и княжество) Чиангмай (Chiang Mai) на берегу реки Пинг (Ping) в 1296 году. Полностью тайским регион стал в 1892 году, а местная королевская власть ликвидирована в 1939 году.
Территория края представляет собой лесистые предгорья Гималаев высотой до 1 500 метров. Самая высокая вершина - 2 565 метров. Огромное количество лесов из тика. Очень много работающих слонов.
Декабрь-февраль: в городе температура днем не превышает 30 °C, а ночью опускается до 15 °C. Тайцы ходят в теплой одежде. В горах еще холоднее. Самая жара приходится на апрель-май, а потом начинаются дожди.
Располагается город на берегах реки Ping (Meping). Сливаясь с рекой Nan образуют Менам-Чао-Прая, на которой находится Бангкок. Длина реки порядка 800 километров.
Храмовый комплекс Wat Booparahm
(часто пишется как Bup Pharam или Bupparam) - распространенное название храма для Таиланда. Означает цветок.
![]() |
Будда из дерева |
![]() |
Будда из нефрита |
В Chiang Mai храм с таким названием располагается на дороге (Tha Phae) от восточных ворот (главных в древности) старого города к мосту Nawarat на реке Ping. На той же стороне дороги, что и Wat Mahawahn. Booparahm был основан в 1496 году. Большинство сооружений относятся к концу 19гостолетия. Самое большое здание на территории - 2х этажный Hor Monthientham, окруженный потешной охраной. Построено в 1996 году. Никакого отношения к стилю Северного Таиланда. Некоторые находят сходство с ананасом. Все двери в здание охраняются разными видами звероящеров, Makara. Нижний ряд снимков.
В этом же здании находятся три больших изображения Будды. Одно покрыто золотом, а другое вырезано из цельного куска тика во времена короля Naresuan в конце 16го столетия. Этот самый крупный в мире будда из дерева. Третий Будда, как и Изумрудный Будда в Королевском дворце Бангкока, выполнен из нефрита. Другими словами из жадеита. Это зеленый минерал, состоящий из силикатов алюминия и натрия.
![]() |
![]() |
![]() | ||
Makara - мифологический индусский зверь. "Отвечает" за дождь, т.е. плодородие. Экземпляры в Booparahm кормят грудью. |
![]() |
Наиболее традиционное изображение Makara (зеленое слева) |
![]() |
Ганеша: бог мудрости и благополучия |
На запад от Hor Monthientham ворота. Они ведут в небольшой двор, где располагается деревянное помещение в стиле территории Северного Таиланда со статуей Thun Jai Buddha. Правый снимок.
В том же дворике находится чеди (chedi) в бирманском стиле, перестроенная в 1958 г.. Именно для этого стиля характерна "охрана доступа" львами (Chinthe).
Храмовый комплекс Wat Chai Sri Phum (Phoom)
![]() |
недельный ряд изображений Будды |
Один из вариантов перевода названия - "процветающая земля". Строительство началось при короле Phra Muang Kaeo в 1519 году. Многие здания перестроены совсем недавно в духе центральных регионов королевства.
Располагается комплекс Chai Sri Phum (Phoom) за крепостной стеной около северо-восточного угла крепости.
Для индуисткого Ганеша (Ganesha) (человеческое тело с головой слона) - бога мудрости и благополучия, здесь построен отдельный навес. "Выстроен" и недельный ряд изображений Будды (начинается с воскресного). Чеди (chedi) выполнено с четырьмя красными нишами, в которых размещены изображения Будды.
Храмовый комплекс Wat Chang Kong (Khong)
![]() |
Chofah |
![]() |
библиотека (Ho Trai) |
Wat Chang Kong (Khong) располагается на улице Loi Kroh, которая ведет от юго-восточного угла крепости к мосту Lek. Сооружен выходцами из Chiang Sean в конце 18го столетия.
Двух этажное здание библиотеки (Ho Trai) правый снимок вверху было построено в 1903 году в китайском стиле. Декоративное оформление, как "каменное" так и деревянное, выполнено в стиле Северного Таиланда (Lanna)
Храмовый комплекс Wat Chang Taem
![]() |
Chofah |
Wat Chang Taem располагается в нескольких сотнях метров на юг от Chedi Luang по дороге Phra Pok Klao. Vihara выполнена в стиле Северного Таиланда (Lanna). Основан в 1495 году.
Именно тут находится "дом" священного Бронзового Будды (Fon Saen Ha) провинции Chiang Mai. Однако, таких "толп", как вблизи расположенном Chedi Luang, тут нет. Покидает свой домик Будда в конце мая для участия в событии-церемонии Inthakhin.
Храмовый комплекс Wat Chetawan
Wat Chetawan (часто пишется как Chetuwahn, Cheatawan, Jetawan). Назван в честь монастыря Jentawanwanarama в Индии, где Будда провел значительную часть своей земной жизни.
Один из старейших (вторая половина 15го века) монастырей Chiang Mai, как и храм Booparahm, находится на дороге Tha Phae, но ближе к старому городу, напротив храма Mahawahn. Финансирование строительства выполнялось торговцами тиковым деревом из Бирмы.
Храмовый комплекс Wat Chiang Mun (Man)
Wat, выполненный в стиле Северного Таиланда, располагается внутри крепостных стен в северо-восточной части старого города.
Wat Chiang Mun (Man) был построен в 1297 году, одним из первых в Chiang Mai. В то время тут уже была небольшая крепость аборигенов, которую король Mangrai использовал как лагерь при строительстве города.
Самое старое сооружение на территории монастыря - слоновья чеди (Chedi Chang Lom). Изображения 15 слонов в натуральную величину в стиле Sinhalese были выполнены в 15ом веке. Большое впечатление производит сочетание серого камня и сверкающего золота. Реставрация выполнялась в 19ом столетии.
На территории хранится изображение (1465 год) стоящего Будды с сосудом для подаяний. Есть и изображения (Будд) тысячелетней давности с Цейлона (Phra Sila - Stone Buddha) и Lopburi (Phra Sae Tang Kamani - Crystal Buddha). Кроме того перед ubosot располагается каменная стела с надписью от 1581 года о Chiang Mai.
Храмовый комплекс Wat Chiang Yuen
Wat Chiang Yuen расположен на север за рвом старого города на улице Manee Nopparat. Тут длительное время селились люди народности Shan. Еще и сейчас тут можно приобрести специфический чай и своеобразную лапшу. Название храма переводится, как пожелание долгих лет жизни.
Отличительной особенностью комплекса является огромная фигура сидящего Будды сразу после входа (со стороны улицы Manee Nopparat). Левый снимок. Огромная чеди, выполнена в стиле Северного Таиланда.
![]() |
Chofah |
![]() |
Жизнь Будды |
![]() |
Ворота в бирманском стиле |
Достопримечательностью являются и двери в wiharn темно-красного цвета с огромными золотыми ангелами. По обоим сторонам дверей красочные изображения на голубом фоне из жизни Будды.
Обновление сооружений на территории было выполнено в 2004 году.
На территории культового комплекса расположена большая школа. От нее можно через ворота выйти на улицу, которая ведет к городскому стадиону. На правом снимке показаны ворота, которые располагались тут прежде. Ворота выполнены в колониальном стиле Бирмы.
Храмовый комплекс Wat Chom Phu (Chompu)
Этот культовый комплекс известен чеди, которая называется Phra That Tong Janggo. Она была сооружена 600 лет назад и обновлена в начале 21 века.
Интересно, что в этом храме традиционное буддистское колесо (над окнами и дверями) изображено не в фас, а немного под углом.
Индусский храмовый комплекс Devi Mandir
Храмовый комплекс Wat Doke Ung
Основные культовые постройки появились тут в 1673 году, а современное название (цветение орхидей) комплекс получил в 1944 году.
На правом снимке круглая чеди в бирманско-монском стиле, а на среднем Upsata, возведенная в стиле Северного Таиланда (Lanna).
Храмовый комплекс Dok Kham
Храмовый комплекс Wat Duang Dee (Duang Di)
![]() |
![]() | |
около входа в храмовый комплекс |
Практически примыкает к площади 3х королей.
Wat возник в начале 16го столетия во времена царствования Muang Kaew. Существующие постройки, в основном, принадлежат 19 столетию и выполнены в традициях Северного Таиланда - Lanna. Музей, посвященный этому направлению, примыкает к храму, но вход в музей с "перпендикулярной" улицы.
У Viharna, изображенной на левом снимке вверху, фронтон двери украшен змеями (Naga), хвосты которых, смыкаясь, образуют треугольник.
Храмовый комплекс Wat Hua Khuang
Храмовый комплекс Wat Intha Khin
![]() |
Круглая чеди, вид со двора храма |
![]() |
Круглая чеди, вид с улицы |
Храмовый комплекс Wat Intha Khin располагается около памятника Трем королям. Разделен улицей Inthakhin Road на "две территории". Существует с 14го столетия.
При движении с улицы Prapoklao Road от памятника Трем Королям на перпендикулярную ей Inthakhin Road мы увидим две каменных чеди (chedi). Чеди по правую руку выполнена в виде многогранника и датируется 14ым веком. По левую руку чеди круглая, и была она построена в 15-16 столетиях.
Храмовый комплекс Wat Ket Karam
Храмовый комплекс Wat Khuan Khama
Располагается в северной части старого Chiang Mai (Чиангмай), около городского рва, почти напротив Wat Lok Molee и примыкающей к ней с востока церкви адвентистов седьмого дня.
Ограда храма украшена огромным количеством коней и лошадей. Прежде тут был или конный двор или конезавод.
Храмовый комплекс Wat Ku Tao
Wat Ku Tao находится за стенами старого города на север от городского стадиона. На территории огромное количество огромных деревьев. А прежде, судя по названию Vihara, тут росла бамбуковая роща.
Очень необычна форма chedi (чеди). Это последовательно нанизанные на ось пять буддистских сосудов для пожертвований. Внешняя отделка выполнена в бирманском стиле.
Храмовый комплекс Wat Lam Chang
![]() |
мобильный храм wat |
![]() |
ритуальный барабан на крыльце |
Wat Lam Chang (скованные слоны) был назван по "словнику", находившемуся тут в древности. На территории часто встречаются изображения слонов, сохранились развалины древней chedi.
Храмовый комплекс Wat Loi Khro
Wat Loi Kroh существует на этом месте более 500 лет. Его учреждение соответствует правлению 6ой династии Mengrai. Сейчас вблизи проживают выходцы с территории Chiang Sean. Основные сооружения культового комплекса выдержаны в стиле, присущему Северному Таиланду
Храмовый комплекс Wat Lok Molee
![]() |
В средней части - статуи Будды в нишах. Последние обрамлены фигурами божественных существ |
Примыкает ко рву с северной внешней стороны города. С восточной стороны комплекса располагается храм адвентистов седьмого дня. Самые "древние" записи о Wat Lok Molee были обнаружены за 1367 г.. Тогда из Бирмы руководством королевства были приглашены монахи, чтобы усиленно двигать буддизм в массы.
Chedi появилась на этом месте в 1527 г.. Там, с конца 13го столетия до 1558 года (когда пришли завоеватели из Бирмы), сохраняли прах членов королевской семьи. В 2003 году был построен деревянный Viharn в стиле Северного Таиланда - Lanna.
Храмовый комплекс Wat Luang Varavi
![]() |
Будда из чёрного нефрита Phra Phut Chaloem Sirirat (Phra Yok) |
![]() |
Слоны в стиле Sinhalese. Аналог - Ruwanweliseya in Anuradhapura. |
Wat Chedi Luang располагается в центральной части старого города. После возведения в сер. 15го века высота ступы составляла 90 м при диаметре в 54 м. В нише с восточной стороны с 1468 по 1543 год "квартировал" Изумрудный Будда, который в наши дни "прописался" в Королевском Дворце в Бангкоке. В сер. 16го века верхние тридцать метров сооружения были разрушены. Некоторые источники считают, что виной были военные действия, а другие - землетресение 1545 года.
Большие реставрационные работы проводились в 1928 году, при этом часть элементов культового сооружения приобрели очертания, характерные для центральной части государства. С 1995 г. в восточной нише находится Будда из чёрного нефрита - Phra Phut Chaloem Sirirat (Phra Yok).
Храмовый комплекс Wat Maha Wan
Строения Wat Maha Wan демонстрируют как бирманский стиль, так и стиль Северного Таиланда (Lana). Расположен храм через дорогу от Wat Chetawan. Построен в 17 веке. Большинство строений выстроено в бирманском стиле.
Храмовый комплекс Wat Mo Kham Tuang
Храмовый комплекс Wat Mon Thian другие начертания названия Montien, Mon Tien, Wat Mon Tian
Храмовый комплекс Wat Mueang Mang
Храмовый комплекс Wat Muen Larn(Lan)
Храмовый комплекс Wat Muen San (Sarn)
Wat Muen San(Sarn) находится за стенами старого города в полукилометре в южном направлении (13 Wualai Road, Hai Ya) и занимает площадь в полтора гектара. Самые старые записи о монастыре датируются 1438 годом. В начале 19го века монастырь расширился стал центром формирования Ban Ngua Lai Mun San - слободы серебряных дел мастеров.
В года Второй Мировой Войны тут находился японский госпиталь.
На территории культового комплекса хранится большое количество пальмовых свитков с записями, некоторые датируются 1825 годом.
Храмовый комплекс Wat Pan (Baan) Ping
Храмовый комплекс Wat Pan Sat
Храмовый комплекс Wat Pan Whaen(Waen)
Храмовый комплекс Wat Pa Pao
Храмовый комплекс Wat Phan Tang
Храмовый комплекс Wat Phan Tao
Культовое сооружение Phan Tao располагается рядом с Wat Chedi Luang. Главное сооружение монастыря сделано из тикового дерева и первоначально, в середине 19 века, функционировало как королевский дворец (король Chao Mahotrapradesh Rajabodindra [Chao Mahawong или Mahotraprathet]). У короля знаком зодиака была собака, изображение этого животного сохранилось в декоре храма.
Перестройка в религиозное сооружение произошла в 1876 году.
Храмовый комплекс Wat Pha(n) On
Храмовый комплекс Phra Singh
![]() |
![]() |
![]() |
Библиотека (Ho Trai) священных текстов |
![]() |
![]() |
![]() |
Viharn Lai Kham, справа chedi |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Основное культовое здание |
Монастырь располагается в центральной части старого города. Основной храм был построен в 1345 году и с тех пор неузнаваемо многократно перестраивался. Имеется ступа (chedi) с прахом одного из королей.
У главного входа (справа) находится здание библиотеки (Ho Trai) священных текстов. Фасад здания украшен фигурами буддистских небожителей.
Самое крупное сооружение культового комплекса располагается напротив главного входа, современно и ничем ни примечательно. За ним слева находится храм (viharn) Lai Kham, постройки 1811 года. Вход охраняют львы. Размеры сооружения, выполненного в стиле Северного Таиланда 24 на 56 метров. Внутри - старинные фрески и высокочтимая в Таиланде статуя Будды, созданная из бронзы в 15ом столетии.
Огромная ступа (chedi), сооруженная в 1345 году, покрыта золотом. Она находится рядом с храмом (viharn) Lai Kham. 8ми угольное ее основание является признаком принадлежности к стилю Ланна (Lanna).
Весь монастырский комплекс Wat занимает "угол улиц" Singharat and Ratchadamnoen.
Храмовый комплекс Wat Phuak Chang
Храмовый комплекс Wat Phuak Hong
Храмовый комплекс Wat Phuak Taem
Храмовый комплекс Wat Saimoon Muang
Храмовый комплекс Wat Saimoon Myanmar
Храмовый комплекс Wat Samak Kee Charity
Храмовый комплекс Wat Sri Khong
Храмовый комплекс Wat Sri Suphan
Храмовый комплекс Wat Sum Pow
Храмовый комплекс Wat Umong Mahathera Chan
Храмовый комплекс Wat Upa Khut
Прогулки по окрестностям города предлагаются на каждом углу. Однако, в основном, это катание на слонах, буйволах и посещение этнографических деревень. Для групповых пеших прогулок свыше 4х часов освоено две территории.
В сезон декабрь-февраль прогулки выполняются ежедневно. Стоимость первого варианта 1200 В, а второго 2200 В. Повышенная стоимость второго варианта связана с посещением более "дорогих" Национальных Парков и культовых мест.
Территория реки Methan находится на расстоянии часа езды на север от города. Маршрут проходит на высоте около 900 метров над уровнем моря. Первая часть пути (до водопада) проходит по узенькой тропке по лесу.
После обеда и купания в водопаде поднимаемся к деревне народности лао (Lao), которая живет в каменном веке - добывает электроэнергию при помощи кремниевых элементов (тайской сборки).
Возврат к точке старта пролегает по дороге, которую бы в России посчитали бы за отличную.
![]() |
Тайские пауки ткут паутину на глинястых откосах |
![]() |
Так живут в горах |
![]() |
этнографическая деревня каренов около Khao Chi Chan (Pattaya) |
Спуск с горы на велосипеде (очень крутой). Стоит 1710 В. В стоимость входит не только стоимость обеда, что очевидно, но и спуск велосипедов "часто падающих" участников. За велосипедистами спускается автомашина.
На берегу озера Huay Tung Thao Lake за обеденным столом оканчивается маршрут.
Во влажных тропических лесах Индокитая вплоть до нашей эпохи сохранились небольшие народы, относящиеся к охотничье-собирательскому характеру трудовой деятельности. Постепенно они переключаются на развлекаловку туристов.