Варвара Вельская, Книга путешествий

Об экстремальном элементе в походах выходного дня, В. Двизова

Згура - походы Соловьиная ночь: подготовка

Впрочем, вкусить приключения можно и в тех походах, которые изначально не были на это рассчитаны. Однажды Двизова наметила на раннюю весну маршрут по берегу Оки. А она, а также впадающие в нее речушки и ирригационные канавы разлились так, что обойти было нельзя. Вообще самое цитируемое в тренировочных походах произведение искусства - это фильм "А зори здесь тихие". Именно так мы частенько по колено в болоте и шуровали. А в данном случае вода поднималась значительно выше колен, к тому же в ней кое-где плавал лед. Но отступать было некуда. Сняв штаны, потому что так высоко они не закатывались, мы двигались перебежками от одного относительно сухого островка до другого. В конце концов, мы пойму Оки все-таки форсировали, но единственной вещью, которая на мне не вымокла, был фотоаппарат. Интересно, что в результате никто не получил даже насморка.

Но все это были цветочки по сравнению с походом на Гремячий водопад. Опускаю основную часть этого маршрута - до того момента, как мы поняли, что время поджимает, а идти еще далеко. Выходить мы должны были к поселку Смена, а оттуда ехать автобусом в Сергиев Посад, из которого последний поезд на Москву уходил где-то в пол-одиннадцатого. Помню, мы опять-таки бежали в сумерках, на этот раз через заросли крапивы в человеческий рост, которая нещадно хлестала нас по голым ногам. На Ярославское шоссе выскочили, когда об автобусе мечтать уже не приходилось. Холодало, и собирался дождь. Группа - девять человек - разделилась: двое пошли к платформе 76-й киломер, в надежде попасть на последнюю электричку; еще одна пара, у которой, кажется, стали зарождаться романтические отношения, отправилась искать какую-нибудь деревню, чтобы попроситься на ночлег; а мы впятером принялись ловить машины.

Это был первый в моей жизни опыт ночного автостопа, и, что самое поразительное, удачный. Вообще-то ни один нормальный водитель ночью в 70 километрах от Москвы не остановится, но нам, видать, достался ненормальный. Все вместе, несмотря на его протесты, мы утрамбовались в "жигуленок" и поехали. Тут нас ждало разочарование: добрый человек ехал не в Москву. Подвез нас примерно до середины пути, высадил у развилки "Москва - 29, Пушкино - 11" и исчез.

Кто-то робко высказал предложение дойти до Пушкина и переночевать на вокзале, но, во-первых, в это время вокзалы как раз начали запираться на ночь по случаю терактов, а во-вторых, как я потом прикинула по карте, прошли мы в этот день километров сорок пять, и никакие дополнительные движения ногами производить не хотелось. А дело шло к полуночи, и машин становилось все меньше.

Тогда я предложила идти на пост ГАИ: или машину нам остановят, или переночевать пустят. Гаишников наше явление почему-то очень рассмешило, мы долго уламывали их нам помочь, и наконец они рассовали нас по попутным транспортным средствам. К сожалению, наш водитель ехал опять-таки не в Москву, но согласился сделать петлю по МКАД и притормозить в том месте, где станция метро примыкает ближе всего к границе города (это было Новогиреево). На станцию мы с попутчицей влетели за несколько минут до закрытия, и, короче, дома я была без двадцати два.

А вот как добирались остальные.

Обитатели другой машины во главе с Двизовой к закрытию метро не успели и голосовали еще в Москве, но до дома добрались благополучно.

Влюбленная пара деревни в темноте не нашла, вернулась на шоссе, и им удалось тормознуть карьерный самосвал, ехавший в Мытищи. Они видели, как наша группа голосует неподалеку от поста ГАИ. Кстати, в Мытищах они посмотрели расписание и убедились, что никакой электрички в районе пол-одиннадцатого из Сергиева Посада не существует, а последняя дальняя уходит чуть ли не в девять, так что зря через крапиву бежали.

Хуже всего пришлось смелым людям, которые пошли на 76-й километр. Они заблудились в лесу, упали в овраг, насквозь промокли и на платформу вышли в аккурат к электричке, но не к последней, а к первой.

Двизова и позже попадала в похожие истории, но уже без меня. Как-то даже часть группы, не успевавшую добраться до дома, она привела к себе на ночь, рассовав кое-как по комнатам и кухне. Андрей потом хвастался мне:

- А я вчера у Двизовой ночевал!

На что я ему ответила:

- Ну, теперь, как честный человек, ты должен на ней жениться. - А Двизову накануне поздравляли с пятидесятилетием.

Андрей шуток не понимает абсолютно:

- Нет, ты что, я на кухне спал! - Пауза. - С Мариной.

Позже, готовя статью о приключениях в походах выходного дня, я беседовала с туристом Витей, моим спутником во многих из описанных походов и инструктором туризма. Строго говоря, высказал мнение он, наши даже самые сложные тренировочные походы - лишь прогулки, и, если потом не отправляешься в многодневное путешествие по какой-нибудь нехоженой тайге, получается, что мы тут всё тренируемся, а собственно походов нет. Настоящих приключений у нас и нет. Все равно, если азимут не туда вынесет, насмерть не заблудишься. Но многие-то люди считают приключением поездку с известной турфирмой на курорт в Египте! А есть и такие, кто за всю жизнь вообще ни разу за пределы своего города не выезжал. Нет, подытожил Витя, наши походы с натяжкой, но можно назвать приключениями.