Мантуя (Mantova): Усадьба 15го века художника A. Mantegna

Усадьба 15го века художника A. Mantegna Усадьба 15го века художника A. Mantegna

Дом строил для себя известный художник 15го века A.Mantegna. в 1476 году. Структура дома весьма примечательна: это кубическое здание с цилиндрическим двором по центру. Это напоминает структуру римских домов, с комнатами, выходящими во дворик, но также напоминает типологию домов, предложенную Леоном Баттистой Альберти, с символическим использованием квадрата и круга, уже использованную Мантеньи в оформлении Зала Бракосочетания в Замке св. Георгия. На стенах, выходящих во внутренний круглый дворник, до сих пор можно увидеть следы декора, а также эмблему Маркиза Людовико II. Дворик предположительно был покрыт небольшим куполом, ныне разрушенным.

Mantova - Внутренний дворик ансамбля Те

Палаццо дель Те

,

или Палаццо Те, — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма. Официальное название здания — Palazzo Te, так же его чаще всего называют и в Италии. Однако это имя, возможно, дворец получил относительно недавно. Вазари называет его Palazzo del T (произносится как «Те»), и англоязычные авторы используют форму Palazzo del Te. Б. Р. Виппер объясняет это название сокращением слова Тэйстум — "старинным названием равнины, на которой находится дворец" [2]. На местном диалекте "Те" означает "топь, болотистое место".

Правившее Мантуей семейство Гонзага было известно как коннозаводчики, которые поставляли скакунов для дворов Европы. На месте нынешнего палаццо в начале XVI века находился конный завод. Второй страстью Гонзага было искусство. Мать Федерико, Изабелла д’Эсте, прославилась покровительством величайшим художникам своего времени, включая Леонардо да Винчи.

В 1524 году Федерико Гонзага задумал выстроить рядом с конюшнями непритязательное здание, где бы он мог проводить своё свободное время в обществе немногих близких друзей и подруг. Для осуществления замысла из Рима был приглашён любимый ученик Рафаэля — Джулио Романо.

Mantova - Внутренний дворик ансамбля Те

Архитектурное решение

Здание представляет из себя квадратную постройку, внутри которой находится обрамленный колоннадой сад. Расположение в пригороде позволило совместить в здании черты дворца и виллы. На внешних рустованных фасадах расположены пилястры, расположение окон указывает на то, что бельэтаж находится на первом этаже, а не на втором. В восточном фасаде расположена лоджия. Фасады здания только кажутся симметричными, расстояние между колоннами не совпадает, в центре северного и южного фасадов находятся арки без портика или фронтона, ведущие во внутренний двор («cortile»). Туда же выходят несколько окон. Стены двора украшены колоннами, нишами и слепыми окнами, в некоторых местах штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato), что оживляет поверхность, придаёт ей глубину.

Архитектурный облик дворца, как замечает Б. Р. Виппер, близок так называемому "сельскому стилю" (внутристилевому течению архитектурного маньеризма) с "незаконченными элементами... оставленными как бы в сыром, недоделанном виде". Намеренная "неправильность", искривленность, аритмичность чередования элементов, придают постройке зрительную подвижность, живописность, атектоничность, характерные для маньеристской архитектуры XVI века.

Росписи

Главные росписи палаццо дель Те расположены в трёх залах. В зале Психеи посетитель попадает в обстановку олимпийского пира богов. В зале Коней его окружают стилизованные изображения любимых рысаков герцога (в 1530 г. Карл V Габсбург, посещая палаццо дель Те, дал хозяину право именовать себя герцогом).

Нарастающее напряжение достигает своей кульминации в зале Гигантов, своды которой покрывает самая знаменитая фреска маньеризма — гиганты штурмуют Олимп, на их нагие тела обрушиваются глыбы камня и колонны, а плафон прорывается ввысь, как выразился П. П. Муратов, в «нестройной катаклизме».

В 1630 году Мантуя была разорена австрийцами, которые вывезли в качестве трофеев всё содержимое дворца. Оставленный хозяевами, дворец долгое время пустовал, и лишь недавно в его стенах разместили экспозицию искусства Древнего Междуречья.


Главная
Подмосковье    Походы выходного дня