Дом купца Федора Даниловича Маштакова был построен в Новониколаевске предположительно в 1903 г. на пересечении улицы Воронцовской и Николаевского проспекта (ул. Свердлова 13 и Красного проспекта, 9). Ф. Д. Маштаков вел мануфактурную торговлю в сёлах Барнаульского округа, имел лавку в селе Бердском, в начале XX в. открыл торговлю в Новониколаевском посёлке. На первом этаже его дома находилось несколько магазинов, в том числе "Мануфактурные дамские модные товары" и "Чай". На втором этаже жил сам купец с семьёй.
В 1920-е гг. в доме Маштакова размещались Окрстатбюро и лаборатория Сибмедторга, а позднее - музей. В настоящее время здесь располагается Новосибирское государственное художественное училище. Дом признан памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1303 от 29.12.2001 г.).
Архитектурное решение здания представляет типичную для каменных сооружений Новониколаевска начала XX в. региональную интерпретацию кирпичного стиля. Торговый дом купца Ф. Д. Маштакова служит ярким примером крупного общественного здания
.Двухэтажный Г-образный в плане дом включен в плотную ткань застройки, фланкирует угол квартала в историческом центре города. Главные равнозначные восточный и южный фасады выходят на Красный проспект и ул. Свердлова. Мощным акцентирующим элементом в композиции здания является угловой пятигранный эркер в уровне второго этажа, перекрытый луковичным восьмигранным куполом с чешуйчатым покрытием. Угол первого этажа скошен (первоначально здесь располагался вход). Полуциркульные слуховые окна выходят на главные фасады в виде фронтонов с арочными завершениями и небольшими карнизиками. Центральную часть восточного фасада акцентирует фронтон, дополненный парапетными стенками (первоначально под ним в уровне второго этажа располагался балкон). Узкие полуциркульные окна эркера, обрамленные сверху декоративным пояском из лекального кирпича, являются выигрышным контрастом по отношению к большим прямоугольным оконным проемам первого второго этажей. Нижняя часть эркера украшена декоративным элементами, выполненными с использованием растительного орнамента, характерного для стиля модерн.
Здание опирается на бутовый фундамент и имеет подвальный этаж, освещение которого осуществляется через приямки. Окна подвального этажа закрыты коваными первоначальными решетками. Главные фасады в первом этаже декорированы рустом с горизонтальными и вертикальными швами. Этажи разделены ступенчатым поясом, образованным тремя тягами. Пластика второго этажа обогащена филенчатыми лопатками. В подоконном пространстве прямоугольные декоративные элементы чередуются деталями, имитирующими триглифы. Завершение оконных проемов выполнено в виде сандриков с замковым камнем. Карниз, нижняя часть которого выложена из кирпича, поставленного на ребро, оформлен поясом из сухариков. Завершается здание двускатной крышей с металлическим покрытием. Первоначальная планировка и интерьеры практически не сохранились. Основные габариты в плане: 40,7x39,9 м.
Это вторая по значимости площадь города, на ней проводились парады и демонстрации, когда площадь Ленина была закрыта из-за строительства метро. В 1897 году первая площадь (находилась в районе автовокзала) стала тесной, для торговли отведено новое место, где сейчас находится площадь имени Свердлова. Ее назвали Ново-Базарной. 9 мая 1931 года ей присвоено имя Роберта Индриковича Эйхе. После ареста Эйхе в 1938 году ее переименовали в площадь имени Я. М. Свердлова, который, кстати, никогда не бывал в Новосибирске.
Глядя на окружающие здания, ловишь себя на мысли, что эта площадь не имеет никакого отношения к революционерам, а является памятником великому архитектору и строителю Новосибирска — Андрею Дмитриевичу Крячкову. Он автор четырех из пяти окружающих площадь зданий: Реального училища, «Стоквартирного дома», Крайисполкома, Сибревкома. А пока в Новосибирске нет даже улицы имени А. Крячкова. Чьи только имена не увековечены на карте города — от Павлика Морозова до итальянских анархистов-бандитов Сакко и Ванцетти. Только Глеба Успенского 9 переулков, Камышенских — 10 переулков. Есть улицы Бетонная, Гравийная, Анодная, Катодная, Промкирпичная… А вот Крячкова нет.
Дом 11 Одно из лучших сооружений архитектуры конструктивизма в Новосибирске. Построен в 1932–1934 годах по заказу Крайснаба. Проект выполнен архитекторами Б. Гордеевым и С. Тургеневым при участии инженера Н. Никитина, автора Останкинской телебашни.
«Дом с часами», будучи одним из первых многоэтажных и единственным в городе сооружением галерейного типа, стал впоследствии своего рода символом и визитной карточкой города. В доме 67 квартир на верхних пяти этажах. На первом и частично на втором этаже располагались магазины, детсад и служебные помещения Крайснаба.
Архитектура здания отличается простотой и лаконичностью трактовки двух фасадов-крыльев, закрепленных угловой башней. Башня имеет четкий поэтажный ритм балконов и завершена двумя квадратными циферблатами часов и сквозной бетонной галереей. Крупные витрины магазина на первом этаже и остекленные ленты пешеходных галерей верхних этажей придают дому современный масштаб. Видимо, длинные галереи создавали определенные неудобства для жителей, и позднее таких домов в городе уже не строили
Спроектирован группой архитекторов Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева по заказу Крайснаба. В создании конструкций здания принимал участие инженер Н. В. Никитин, автор Останкинской телебашни. Построен "Дом с часами" в 1931-1934 гг. Здание оригинально для Новосибирска по своей планировочной структуре. Это дом галерейного типа, занимающий угол квартала на Красном проспекте. В угловой, повышенной части дома устроен лифт, обслуживающий 78 квартир. Крупные витрины магазина в первом этаже и стеклянные завесы пешеходных галерей верхних этажей придают ему и в настоящее время масштаб, характерный для современного здания.
Построенный в южной части Красного проспекта, на его пересечении с улицей Коммунистической, дом и сегодня является важным градостроительным акцентом центральной части города. Архитектура здания отличается простотой и лаконичностью трактовки двух фасадов-крыльев, закрепленных угловой башней с вертикальным остекленным витражом. Башня имеет четкий поэтажный ритм балконов и завершена двумя квадратными циферблатами часов и сквозной бетонной колоннадой. Крупные витрины магазина на первом этаже восточного фасада и остекленные ленты пешеходных галерей верхних этажей северного фасада придают дому крупный масштаб.
Первые два этажа фасада, выходящего на Красный проспект с крупной сеткой витринных окон, контрастируют с отодвинутой вглубь стеной пятиэтажной жилой части. Фасад по ул. Коммунистической решен в виде нависающей над первым этажом стеклянной плоскости, прорезанной бетонными поясками.
Конструктивной особенностью дома является применение монолитного железобетонного каркаса с кирпичными наружными и внутренними стенами. Перекрытия деревянные. Под всем зданием имеется подвал. Фундаменты бутовые. Крыша односкатная чердачная.
Планировка дома строится на пересечении галерей в угловой башне, имеющей лифт. Выходящие в галереи квартиры имеют одностороннюю ориентацию на юг или восток. Административные помещения второго этажа выходят в длинный коридор, отделенный от рабочих комнат остекленными перегородками. Интерьеры магазина в первом этаже здания не сохранились.
Габариты в плане: 61x61 м. "Дом с часами" признан памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 53 от 16.02.1987 г.
).Административное здание треста "Запсибзолото" (Новосибирск, Красный проспект, 1) было построено в 1930-1932 гг. по проекту архитектора А. И. Боброва. В 1936 г. оно было реконструировано архитектором В. М. Тейтелем, в результате чего получило новое декоративное убранство в духе стилизованного классицизма.
Интересен барельеф на фасаде - образец советского монументального искусства (скульптор С. Надольский). Черный фон барельефа, имитирующий шахтерский забой, контрастно выделяется на фасаде. В центре композиции - стилизованная шахтерская тачка в виде постамента с картушем на фронтальной части, в вензеле которого просматриваются буквы "С" и "З". Завершают композиционное ядро барельефа две стоящие в полный рост по обе стороны от постамента фигуры шахтеров. Как фон для центральной части воспринимаются профили четырех шахтеров, обращенные от центра композиции. В руках крайнего слева рабочего - отбойный молоток, а у крайнего справа - кирка; два других, размещенные ближе к центру, изображены с лопатами. На круглых модульонах, справа и слева от фриза, шахтерская и советская символика: звезда, отбойный молоток, кирка и шестеренка. В 90-х годах здание пережило пожар, произведена реконструкция.
Шестиэтажное здание конторы «Запсибзолото» построено в 1931–1932 годах по проекту архитектора А. Боброва, реконструировано в 1936 году архитектором В. Тейтелем.
Здание представляет интерес, в первую очередь, благодаря барельефу на фасаде — образцу советского монументального искусства (скульптор С. Надольский). Черный фон барельефа, имитирующий шахтерский забой, контрастно выделяется на фасаде. В центре композиции — стилизованная шахтерская тачка в виде постамента с картушем на фронтальной части, в вензеле которого просматриваются буквы «С» и «З». Завершают композиционное ядро барельефа две стоящие в полный рост по обе стороны от постамента фигуры шахтеров. Как фон для центральной части воспринимаются профили четырех шахтеров, обращенные от центра композиции. В руках крайнего слева рабочего — отбойный молоток, а у крайнего справа — кирка; два других, размещенные ближе к центру, изображены с лопатами. На круглых модульонах, справа и слева от фриза, шахтерская и советская символика: звезда, отбойный молоток, кирка и шестеренка.
Административное здание треста "Запсибзолото" является образцом архитектуры стилизованного классицизма. Здание размещается по красной линии застройки и выходит восточным фасадом на юго-западную часть площади им. Свердлова, которая создает архитектурно-художественное начало Красного проспекта - главной магистрали города. Своим масштабом и крупными формами оно органично вписалось в ансамбль памятников архитектуры, расположенных на площади.
Здание "Запсибзолото" было построено в 1930-1932 гг. по проекту архитектора А. И. Боброва в формах конструктивизма. В 1936 г. было реконструировано архитектором В. М. Тейтелем, получив новое декоративное убранство в духе стилизованного классицизма.
Объемно-планировочное решение здания отличается простотой и целесообразностью. В плане здание имеет П-образную форму с пристройками, направленными внутрь двора. Главный Фасад имеет фронтально-симметричную композицию, центральная его часть в виде широкого ризалита с прямоугольным фронтоном украшена филенчатыми пилястрами, декоративными волютообразными кронштейнами, на которых размещены стилизованные вазоны. Окна-фонари на выступающем ризалите имеют граненую форму. На фронтоне-аттике размещен рельеф, автор - скульптор С. Р. Надольский (рельеф находится на государственной охране как образец монументального искусства). На четырех круглых модульонах, которые находятся справа и слева от фриза, просматривается советская символика и символы шахтерской профессии: звезда, отбойный молоток, кирка и шестеренка.
Крыльцо здания декорировано волютными кронштейнами, шарами и отдельно стоящими колоннами. Имеется балюстрада ограждения, две лестницы по бокам и три широкие входные двери. Дополнительный эффект восприятия создают контрастные цветовые решения элементов фасада (белые пилястры, охристо-кремовый фон стены, темно-серый первый этаж и черный рельеф). Коридорная планировка отвечает функциональному назначению здания. Из обширного вестибюля широкая центральная лестница ведет на верхние этажи. Габариты здания: 61x22,5 м. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1127 от 18.12.2000 г.).
Фриз в форме горизонтально расположенного прямоугольника размещен на фронтоне ризалита здания - памятника архитектуры "Запсибзолото" на площади Свердлова. Автором фриза является скульптор С. Р. Надольский. Черный фон фриза, имитирующий шахтерский забой, контрастно выделяется на фасаде, решенном в бело-охристой гамме. С обеих сторон фриза симметрично расположены две пары круглых модульонов, выполненных в той же технике.
В центре композиции фриза - стилизованная шахтерская тачка в виде постамента с картушем на фронтальной части, в вензеле которого просматриваются буквы С и 3. Завершают композиционное ядро фриза две стоящие в полный рост по обе стороны от постамента фигуры шахтеров в рабочей одежде, обращенные на 3/4 к центру композиции, и протянутая над постаментом по дуге лента с надписью. Фигуры шахтеров (в центральной части) выполнены в технике горельефа. Как фон для центральной части воспринимаются профили четырех шахтеров, обращенных от центра композиции. В руках крайнего слева рабочего - отбойный молоток, а крайнего справа - кирка; два других, размещенных ближе к центру, изображены с лопатами. На круглых модульонах, справа и слева от фриза, показана шахтерская и советская символика: звезда, отбойный молоток, кирка и шестеренка.
Фриз представляет интерес как образец советского монументального искусства и является памятником регионального значения (решение облисполкома № 282 от 18.07.1990 г.).
Здание Сибревкома (сейчас - здание Новосибирской картинной галереи) по Красному проспекту, д. 5 в центральном районе г. Новосибирска построено архитектором А.Д. Крячковым в 1925-1926 гг. Здание признано памятником архитектуры федерального значения (постановления СМ РСФСР №624 от 04.12.74 г.; №236 14.04.1976 г.).
7 февраля 1925 года Сибревком вновь поручает А. Д. Крячкову составить проект и сметы на здание для самого Сибревкома в Новосибирске, а также организовать работы по возведению этого сооружения. Андрей Дмитриевич энергично взялся за работу: уже в мае 1925 года он составляет проект здания и начинает его строительство, к декабрю этого же года оканчивает его постройку. Всего семь месяцев, притом, что часть строительства приходилась на зимние месяцы!
Здание компактное, прямоугольное в плане, простое по плановому и объемному решению, с симметричным фасадом. По силуэту оно очень выразительное, завершено в центральной части (по оси симметрии) куполом красивых очертаний, с хорошими пропорциями, тщательной прорисовкой деталей и высококачественным их исполнением в натуре. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, оно достаточно монументально. В композиции плана, объема и фасада еще просматривается неоклассицизм, но в деталях можно видеть приемы модерна. Подобный симбиоз, в общем, привел к эклектичности решения, но профессиональная культура удержала автора на высоком архитектурном уровне. Причем, модернистский характер деталей и общей композиции преобладает на торцевых фасадах, в то время как главный фасад своими членениями и пропорциональными соотношениями ближе к неоклассицизму. Красив вход в здание, слегка выгнутый из плоскости центральной части фасада с двумя «египетскими» колоннами, поддерживающими антаблемент над нишей входа. Эти колонны представляют собой гранитные монолиты (исключая капители), привезенные с Алтая, из Колыванской камнешлифовальной фабрики. Под куполом нет помещений, он сооружен из композиционных соображений, но придает завершенность всей композиции сооружения.
Стремясь подчеркнуть общественное и правительственное назначение здания, автор применил в композиции фасада объемную структуру, хотя и несколько странно разместив её. Замечательный сибирский скульптор С. Надольский изваял для этого здания фигуры рабочего и крестьянина в полтора человеческого роста, с атрибутами их труда. Фигуры имеют реалистическую трактовку, энергичную моделировку, лишены мелких деталей и по отношению друг к другу являются парными, так как связаны сюжетно и композиционно. Но установленные на значительной высоте (выше третьего этажа), опираясь, в своем движении на аттик центральной части фасада, лишенные пьедесталов они представляются случайно поставленными и близкими к их натуралистической трактовке. С трудом просматривается их моделировка, возникают трудности с пониманием их сюжетного содержания.
Интерьеры здания сдержанны в декоре, но красивы по рисунку и пропорциям полотна дверей по сторонам продольного коридора, куда эти двери выходят из служебных кабинетов и рабочих комнат.
Перед входом устроены столбы для освещения вкомпонованных в лестницу и скругленных пандусов, позволявших автомобилям подъезжать к входу. Перед зданием находится разгрузочная площадь полукруглой формы, огражденная (как и вся территория) металлической невысокой решеткой красивого, хотя и скромного, рисунка, с каменными (гранитными) столбами и литыми картушами на ее звеньях. Градостроительная законченность во всех отношениях долго отличала это здание в Новосибирске и делала его даже особым (исключая здания А, Д. Крячкова) среди других монументальных сооружений города.
(В начале 50-х годов к зданию Сибревкома сделана пристройка корпуса по ул. Свердлова. Проект архитектора С. П. Скобликова ничего общего не имеет с архитектурой А. Д. Крячкова.)
Детская больница |
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.». «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор»