http://columb.su/ravenna.html

Равенна (Ravenna): Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant'Apollinare Nuovo)

Равенна (Ravenna): Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant'Apollinare Nuovo)

Еще сто метров на юг по улице Римской и мы оказываемся около базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant'Apollinare Nuovo). Культовое сооружение создавалось как придворная церковь в конце 5го столетия.

Структура конструкции типична для храмов лангобардских и остготских: стены из кирпмча расчленены сдвоенными окнами, а также пилястрами. Фасад с 16го столетия украшен портиком из мрамора. В десятом веке появилась почти сорока метровая колокольня в виде цилиндра.

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis».

Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

Равенна (Ravenna): Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant'Apollinare Nuovo)

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах) значительным переделкам.

В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком.

Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму.

По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Равенна (Ravenna): Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant'Apollinare Nuovo)
Равенна (Ravenna): древний порт

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Особенностью Сант-Аполлинаре-Нуово, отличающей её от большинства раннехристианских базилик, является то, что на колонны опираются пяты арок, а не антаблемент; при этом на капители уложены на сами пяты, а прокладки (пульваны), что является типично византийским мотивом в архитектуре. Капители имеют огрубленную корзинообразную форму, также типичную для византийского зодчества. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл.

Дворец Теодориха (Teodorico)- остготского короля


Равенна (Ravenna): Дворец Теодориха (Teodorico)- остготского короля

Дворец Теодориха (Teodorico) — возведенная в г. Равенна в конце 90-х гг. V в. резиденция правителя Италии, остготского короля Теодориха Великого Амала (493-526). Дворец представлял собой подражание дворцам константинопольской знати: двухэтажное здание с перистилем (внутренним квадратным либо прямоугольным двором), окруженным портиками. В равеннской базилике Святого Аполлинария Нового сохранилось мозаичное изображение заднего фасада этого дворца, на котором первоначально между колонн портика имелись фигуры неких высших сановников остготского королевства (возможно, члены Высшего Готского суда) и самого Теодориха на коне. После завоевания Италии византийцами, в 60-х гг. VI в. мозаика была частично переложена, и фигуры были уничтожены, хотя остались их фрагменты на фоне колонн.

После захвата Равенны лангобардами в середине VIII в. дворец Теодориха использовался как канцелярия городского эпарха. В XII в. комплекс сооружений дворца был перестроен под храм в честь святого Сальвадора. До нашего времени сохранилась часть главного фасада, носящего следы множественных перестроек, а также фрагменты мозаичных полов и декора


Главная
Подмосковье    Походы выходного дня