Кронштадт: военно-морская база и порт на о.Котлин на Балтике около Санкт-Петербурга. Создан Петром I.
Наиболее значимые сооружения города: Морской Николаевский собор (1913 год) - снимок слева, a также Крепостной собор Владимирской иконы (1880 год) - средний снимок и строения 18- 19 столетий: Итальянский дворец, купеческие и губернские дома, Адмиралтейство, Летний Сад, сухой док, Арсенал, Гостиный двор.
Для посещения Кронштадта удобно воспользоваться автобусом, который очень часто ходит от метро Старая Деревня. Время в пути около часа. Интересен следующий маршрут обхода достопримечательностей. Рейсовый автобус (из Петербурга) останавливается около торговых рядов. Выйдя из автобуса следует пройти немного вперед (по ходу движения), а затем идти по улице, ведущей на юг (проспект Ленина) до "обводного канала". Здание городской библиотеки. Далее поворачиваем на запад (улица Андреевская). Сквер с памятником и реконструированным храмом. На самой улице: гимназия, место, где жил "святой Кронштадский " и "английская церковь".
Упираемся в остатки крепостной стены... и идем на юг по улице Зосимова. Теперь тут (в крепостной стене) поликлиника, кадетский корпус. Дойдя до поворота направо, выходим через территорию школы к морю. Видно множество фортов. Большинство фортов, которые строились для обороны Санкт Петербурга, доступны только по воде. Возвращаемся на улицу Зосимова и идем по улице Мартынова (на восток), затем по Ленина на юг. Она упирается в военно-морскую базу. Перед ней площадь с памятником морякам Краснобалтийского флота. На восток от базы находятся Итальянский пруд и начало "обводного канала".
В начале канала расположен Кронштадский футшток, где определяется уровень мирового океана. Такие "эталоны" имеются во многих странах. Например, в Испании он располагается на побережье Средиземного моря в Аликанте в здании городской администрации. Немного восточнее по улице Макарова находится клуб, памятник исследователю Новой Земли. А еще дальше сухой док петровской поры. К восточной стороне дока примыкает комплекс полуразрушенных зданий (с музеем), где трудился изобретатель радио - Попов. Музей практически никогда не работает. К югу (через дорогу) находится Петровский парк со скульптурой Петра Первого. В далеком прошлом там находился деревянный домик Петра. Сейчас там начинается паромная переправа на Ломоносов (западная окраина Петербурга ).
Далее по центральной аллее мы вышли из парка и попали на ее продолжение - улицу Коммунистическую, по которой мы попали в центральную часть Петровских доков. Затем продвигаясь параллельно водосливному каналу, мы попали в Летний сад с огромным количеством памятников. Из парка мы вышли там, где водосливной канал "входит" в бассейн Петровского дока. В прежние времена воду оттуда откачивали устройством, которое действовало посредством лошадей. Затем поставили механический насос. Именно оттуда мы и поднялись к Морскому собору. Прототипом для него послужил собор святой Софии в Стамбуле. Одна из улиц, примыкающих к собору, вымощена чугунными кольцами.
Затем наш путь пролегал по улице Советская (на восток) параллельно "обводному каналу." Конечным пунктом этой части путешествия были водораспределительные сооружения. Там располагаются солнечные часы. Кроме того, неподалеку стоит часовня. Далее путь лежит на север к госпиталю Военно-Морских Сил. На улицу выходит не действующая церковь. Дальнейший путь продолжали по улице Восстания параллельно крепостной стене. Эта часть стены была сооружена после наводнения 1828 года. На площади Рошаля сворачиваем на улицу Флотская. Слева казармы для матросов. Улица упирается Крепостной собор Владимирской иконы Божией Матери. Отсюда до конечной остановки автобуса три минуты ходьбы.
Храм был возведен в 1882 году. Конструктивно это-пятинефная базилика с колокольней высотой 50 метров. В 60 годы 20 столетия его пытались взорвать. От второго потрескались соседние здания. От второго потрескались соседние здания. Третий взрыв осуществлять не стали.
Состоялась также поездка в Гатчину. Поселение в этой местности известно под названием Хотчино с 1499 года. Тогда это была территория Новгородской республики, затем Московского государства. В 1702 году местность окончательно стала российской территорией. Екатерина Вторая в 1765 году подарила эти земли князю Орлову. Он то и начал тут строительство дворцово-паркового ансамбля в английском стиле - одного из первых в окрестностях Санкт Петербурга. Когда Григорий Орлов в 1783 году умер, Екатерина выкупила имение и подарила его своему сыну Павлу, который дал местности современный вид.
Именно им тут были организованы учения войск как сухопутных (на современной площади Коннетабля), так и морских. Для реализации последних на "озерах" была создана флотилия из 24 судов. В 1798 году был возведен Приоратский дворец. В 1828 году владельцем стал Николай I. Хотя он и создал тут штаб-квартиру для проводимых каждый год манёвров дворец и парк оставались нетронутыми. В 1917 году именно отсюда (непосредственно из дворца) Керенский бежал из России.
Путешествие началось с железнодорожной станции Гатчина - Балтийская. Ехать около часа с Балтийского вокзала Петербурга. Дворец располагается напротив платформы. Идти следует держась левой стороны, что бы осмотреть макет первой подводной лодки, предназначенной для ручной установки мин. Разработка этого технического направления началась после завершения Крымской войны. От нее хорошо видно дворец. Он теряется на огромной площади перед ним. Такой же маленькой кажется и фигурка Павла (памятник) на этой площади. Посещение дворца платное, а парка бесплатное. Все основные достопримечательности (парка) сосредоточены на северо-восточной части цепочки озер.
Выходим из парка через Адмиралтейские ворота. Проходим, спущенное в июне 2009 года, озеро Черное. Приоратский дворец. От него виден Покровский собор (1914 год) на улице Красная. Это самое большое культовое сооружение Ленинградской области. Немного проходим на север по улице Красная, и направо по улице Соборная мы увидим четырёхстолпный пятикупольный собор Павла Апостола(1852 год). Русско-византийский стиль. Отсюда 10 минут до железнодорожной платформы Татьнино. От платформы мы идем по улице Чехова (она параллельна железной дороге) на юг. Мемориальный дом, выполненный в стиле северного модерна. Железнодорожная станция Гатчина - Варшавская.
Выборг был основан в 1293 году королем Швеции Т. Кнутсоном как опорный пункт захвата Южной Карелии, на которую в те времена претендовала Новгородская Республика. В 1323 году между Швецией и Новгородом был заключен мир и город официально стал шведским. Напротив замка на острове, уже на материке, быстро разросся город, возник крупный порт. Замок стал самым мощным не только в Швеции, но и для всей Балтики. В 1475 году вокруг города появилась крепостная стена. Современный Выборг знаменит судостроительным заводом, целлюлозно-бумажным комбинатом (именно тут произошел первый силовой захват власти в постсоветское время) и грузовым портом (вывоз леса и полезных ископаемых).
В последствии, с развитием дорог на Карельском перешейке, Выборг стал железнодорожным узлом пяти направлений,
Путешествие в Выборг (северо-запад Ленинградской области) началось с железнодорожной станции. Из Санкт-Петербурга (Финляндский вокзал) можно доехать электричкой за два с половиной часа. Можно воспользоваться и автобусом от метро Гражданский проспект (2009 год!). Это быстрее и дешевле, автобусы ходят раз в полчаса. В Выборге автовокзал и железнодорожный находятся в одном месте.
От железнодорожного вокзала мы направились к Красной площади, а затем по проспекту Ленина (раньше тут была крепостная стена) мы пошли по направлению (на запад) к рыночной площади. На левом снимке показан дом, который находится на углу проспекта Ленина и улицы Пионерская. Далее мы двинулись по Пионерской на юг. Справа от нас остались Круглая башня, построенная в 1550 году и здание банка. Пройдя банк, мы оказались на Пионерской площади, где с 1799 года располагается собор Петра и Павла. Это единственный лютеранский храм города. С середины 50 годов 20 века он использовался, как склад и клуб моряков. C точки зрения акустики — это лучший концертный зал Ленинградской области.
С крыльца храма открывается вид на Спасо-Преображенский кафедральный собор (1787 год). Построен храм в стиле классицизма под влиянием петербургской школы зодчества. Проходим собор и продолжаем движение по улице, которая является продолжением Пионерской. Выходим на улицу Южный Вал. Между ней и улицей Выборгской (Монастырской-раньше) руинированные в разной степени строения старого Выборга. Относительно неплохо сохранилась башня Ратуши. По "остаткам" правда трудно понять, как шла крепостная стена и как выглядели ворота. В восемнадцатом столетии башня служила колокольней для собора доминиканского монастыря. По адресу улица Выборгская 8 располагается средневековый жилой дом из булыжника. По этой улице доходим до моста, который ведет к Выборгской крепости. Снова поднимаемся в гору по узкой средневековой улице, которая называется Крепостной.
Тут во дворе располагается Часовая башня, которая раньше служила колокольней средневекового Кафедрального (Агрикольского) собора. Он был сооружен в пятнадцатом столетии, но существующая колокольня относится к концу 18 века. Сoбор неоднократно "менял" вероисповедание: был - католическим, лютеранским и православным. Осмотрев башню мы поднялись на нее и окинули взглядом весь средневековый город. В Пскове такой номер не пройдет: чтобы увидеть средневековую часть надо поворочаться вокруг своей оси. Затем мы направились к Выборгскому замку. Начал он строиться с 1293 года. Очень миниатюрен по сравнению с фортификационными сооружениями Пскова . От замка по мосту прошли на остров Твердыш. Немного правее (по нашему движению) вход в Анненские укрепления. Проходим их - и прямая дорога в Монрепо. Забор изобилует огромным количеством проходов (2009 год!). Считается, что именно тут были первые (1000 лет назад) новгородские поселения.
Шлиссельбургская крепость находится на острове Орешек начало Невы: сток Ладожского озера . Кроме собственно крепости в Шлиссельбурге можно осмотреть Старый и Новый Ладожские каналы, гостиные ряды, храмы, побывать в краеведческом музее.
Первая крепость была сооружена Новгородской Республикой для защиты границ (1323 год) от Швеции. Черед тридцать лет она стала каменной. После поглощения новгородских земель Московией крепость была перестроена заново, высота стен достигла почти пятнадцати метров. Шлиссельбургская крепость, в то время она называлась Орешек, в 1612 году была отдана Швеции почти на сто лет. Став пригородом Санкт-Петербурга, крепость превратилась в политическую тюрьму. Там находились декабристы, был казнен брат Владимира Ильича Ленина. Сидели тут и простые уголовники. После отречения в 1917 году царя Николая, отсюда "ушло" около трехсот "таких". Это был ключевой пункт обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.
Также была совершена поездка в город Пушкин (пригород С-Петербурга ): Дворцы и Парки Царского Села (Екатерининский и Александровский). Доехать можно электропоездом с Витебского вокзала, но удобней и в два раза будет дешевле, если воспользоваться автобусом (маршрутным такси) от станции метро Московское. В обоих случаях ехать около 40 минут.
Екатерининский (Большой) Дворец строился с 1717 по 1756 год. Этот архитектурный шедевр русского барокко восемнадцатого столетия возводился как загородная парадная резиденция российских императоров. Длина дворца почти 325 метров.
К северо-восточной части дворца примыкает лицей, где учился Пушкин. С западной стороны лицея находится Знаменская Церковь (1747 год). В 1745 году Елизавета Петровна приказала разбить вокруг строящегося храма "скверик с дорожками". Она очень скромна по сравнению с дворцом. Тем не менее это единственное дошедшее до нашего времени творение И. Я. Бланка, а также отличный образец эпохи петровского барокко.
Сооружение представляет собой трехнефное здание, причем средний неф - двухэтажный. После постройки приделы были отделены от основной части сплошными стенами. Однако, когда стало ясно, что места в храме не хватает, во внутренних стенах были сделаны огромные полукруглые арки. При Екатерине Второй к церкви (в 1772 году) пристроили парадное крыльцо с балконом, который опирается на 4 колонны из мрамора. Именно на нем она слушала литургию. В храм из дворца можно было перейти по специальному помосту.
А дальше в северо-западном направлении раскинулся Александровский парк c огромным дворцом и большим количеством павильонов и беседок. На его северо-западной окраине находится Федоровский собор (1914 год). Он был построен в русском стиле к трехсотлетию династии Романовых. За образец был взят Благовещенский храм в Москве (домовой храм семьи Романовых). Визуально собор выглядит как двухъярусный с огромным количеством входов. Каждый вход имеет крыльцо оригинального исполнения и разное предназначение: (главный, садовый, парадный, царский входы). В верхнем ярусе простенки между пилястрами (сложного профиля) расчленены окнами и завершены закомарами килевидной формы. Купол собора покоится на высоком фонаре.
Болотная система Сестрорецкого залива |
Литориновое море предшествовало современному Балтийскому морю и занимало большую территории последнего. После отступления ледника суша начала подниматься, стали появляться новые озера и заливы.
Одним из таких заливов является Сестрорецкий, часть которого занимает древняя (8 000 лет) болотная система.
С 2019 года по болоту пролегает экотропа. Попасть на тропу можно как из Сесторецка, так и со станции Белоостров.
Когда в 1870 году вошла в строй Финляндская железная дорога от Санкт-Петербурга до Рийхимяки, то пограничная железнодорожная станция на берегу Сестры стала называться Белоостров. В 1871 году была проложена железнодорожная ветка на Сестрорецк.
Высаживаемся на железнодорожной станции Белоостров (полчаса езды от Финляндского вокзала) и в западном направлении, пересекая шоссе, выходим на улицу Железнодорожная (левая часть!!!!). Именно по ней мы идем в западном направлении (примерно два километра) к экотропе. Вход на последнюю обозначен шлагбаумом и "природоохранными плакатиками". В конце концов улица Железнодорожная "упирается" в Сестрорецк.
Следует понимать, что если после железнодорожного вокзала повернуть направо и перейдя железнодорожную ветку на Сестрорецк, то мы оказываемся на "правой (300х метровой) стороне" улицы Железнодорожная.
Временный храм Алексия на шоссе между Белоостровом и Сестрорецком |