Борисоглебский монастырь — не сохранившийся до настоящего времени монастырь, построенный на месте убийства князя Глеба (1015 год).
Монастырь располагался недалеко от Смоленска, в месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует небольшую, удобную для остановки судов, бухту, служившую в средние века западным, обращённым к Киеву портом города.
Официальное разграбление руин Борисоглебского монастыря на строительные материалы началось ещё при Петре I в 1708 году.
В настоящее время на месте монастыря сохранились только остатки каменных фундаментов.
В 1991 году был установлен памятный знак — камень с высеченным на нём крестом и текстом, повествующим о мученической кончине святого князя Глеба.
В сентябре 2013 года на Смядыни был открыт новопостроенный храм святых Бориса и Глеба.
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — недействующий католический храм в Смоленске, построенный в 1898 году в неоготическом стиле.
Автором проекта был М. Ф. Мейшнер. После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына М. М. Мейшнера, а впоследствии, в связи со смертью и этого архитектора — под руководством нового губернского архитектора Е. Ф. Лыщинского.
Здание в 1896 году выстроено из красного кирпича и представляет собой образец русского стиля. С внешней стороны стены покрыты красной штукатуркой и расписаны под кладку. В облике здания применено большое количество многоцветных разноформенных изразцов.
Основная часть здания современного Дворца творчества детей и молодёжи имеет три этажа, крыло, идущее вдоль улицы Маяковского, продолжает веранда в два этажа, второй из которых — деревянный. В центре композиции, выходящем прямо на перекрёсток улиц Маяковского (9) и Коммунистической (1), находится срезанный угол здания с балконом на втором этаже и круглым изображением герба Смоленска на третьем.
Окна здания также различаются — на первом этаже окна имеют лучковые перемычки, на втором представляют собой большие арочные окна, а на третьем увенчиваются щипцовым верхом.
Здание в неорусском стиле строилось в 1903-05 годы как музей для художественной коллекции М.К. Тенишевой, которая участвовала в разработке проекта вместе с художником В.М. Васнецовым, а главным автором был художник С.В. Малютин.
Основной объем - двухэтажный куб с подвалами и мезонином, обращенным во двор. С запада к основному объему примыкает пониженный объем вестибюля (его фасады оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова).
Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами - широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки. Из белого кирпича выложены оригинальный фриз, щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах. В крупный килевидный тимпан над главным входом включена майолика - среди растительного орнамента размещены вензель М.К. Тенишевой "МТ", дата начала строительства музея (1903) и стилизованная надпись "Русская старина".
Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой
Внутри здания 8 экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ.
Здание представляет собой двухэтажное строение с одноэтажными выступами по бокам. Фасадом здание выходит на улицу Глинки, тыльной стороной — на фрагмент крепостной стены в Сквере Памяти Героев.
Дом строился в 1878—1879 годах для смоленского городского головы, камер-юнкера А. П. Энгельгардта.
Автором проекта был архитектор Ю. Ю. Коноплянский.
При своей небольшой высоте дом выделяется из всей окружающей застройки своим богатым убранством и живописной композицией. Стилизация под барокко.
Основной объём здания — прямоугольный. Он дополняется асимметричными выступами со двора. Мезонин здания завершается пологой кровлей. Фасад здания украшен тумбами с вазонами, аттиками с круглым отверстием в центре. Верхние углы окон скруглены. Кирпичные стены здания оштукатурены.
Арочный вход в здание ведёт в большой вестибюль. В юго-восточном углу здания находится зал со множеством окон, а в северо-западном — зимний сад. Трёхмаршевая лестница ведёт в мезонин. Подвал здания состоит из помещений с парусными и бочарными сводами, прорезанных распалубками и разделённых арками.
С юга к дому примыкают трёхпролётные арочные ворота, декорированные под барокко.
В настоящее время в здании расположен Дворец Бракосочетания.