располагается в северо-западной части Турции. Город состоит из нескольких частей. Во-первых, это европейская и азиатская, разделенные Босфором. Европейская территория дополнительно делится бухтой Золотой Рог (Golden Horn).
Снаружи все мечети скудно украшены и похожи друг на друга. Все интересное - внутри. Туда пускают всех. Там можно свободно перемещаться и фотографировать. Перед входом в храм следует разуться.
В мае 2014 года за один американский доллар давали 2,1 турецких лиры (TL), а за одно евро - 2,9 TL.
Византийская часть, самая старая часть города, располагается на полуострове. С юга его омывает Мраморное (Marmara) море, а с северо-востока - бухта Золотой Рог (Golden Horn). Эта территория издревле была защищена крепостной стеной, в том числе и со стороны суши. Именно тут и находился Царьград, который покоряли предки россиян. Да нет, скорее украинцев, с краю они были.
Крепостная стена со стороны суши
![]() |
около Мраморного моря (с крепости Edikule) |
![]() |
между Мраморным морем и улицей Millet (огороды) |
![]() |
около бульвара Adnan Menderes (Bayrampasha) |
Крепостные фортификации со стороны суши имеют длину почти семь километров. В целом, они не плохо сохранились. Самый внешний рубеж представлял собой пятиметровую стену. Сейчас она ушла под землю почти на всю свою высоту. Рвы, которые ее защищали, используются под огороды. Следующая стена тоже была пассивной и имела высоту около десяти метров. Еще один ров... и настоящая стена для обороны с 20 метровыми башнями.
Параллельно внешнему рву проходит оживленная городская магистраль. Между ней и крепостной стеной - огороды. В некоторых местах овощи выращиваются прямо на остатках крепостной стены. "Сельхозцепочка" заканчивается за триста метров перед "главным" современным въездом в город по улице Millet со скоростным трамваем. Далее в сторону бухты Золотой Рог (Golden Horn) огороды уже не продолжаются.
Прежде парадный въезд располагался в северо-западном углу крепости. Назывался он "Золотые ворота" и был выполнен как триумфальная арка с 3мя пролетами. Легенды гласят, что именно тут и прибил свой щит князь Олег.
В более поздние времена вплотную к стене была сооружена гигантская крепость Edikule, совмещавшая функции тюрьмы. Небольшая мемориальная доска свидетельствует, что тут сидели лидеры народно-освободительного движения Венгрии. Семь султанов, после дворцовых переворотов, были задушены именно тут. После разрыва дипломатических между Россией и Османской империей сюда были перемещены дипломаты П.А.Толстой, Я.И.Булгаков, А.М.Обрезков.
Посреди крепости - руины мечети.
Наиболее удобно добираться до крепости на электричке (с вокзала Sirkeci). Ехать следует до станции Edikule, а затем двигаться по ходу поезда. Внутри крепостных стен ничего не сохранилось, кроме развалин мечети и аллеи, оформленной шарами (вероятно, каменными ядрами). Можно подняться на широкие, никак не огороженные стены. Вход - платный. 10 TL.
Можно достичь крепости и по берегу Мраморного моря. По берегу стены разрушены сильней, башен почти нет. Вплотную к стенам (изнутри) проложена железная дорога. Сохранился фасад дворца Bucoleon (вблизи Голубой мечети), а также древний порт (за Yenikapi). Кроме многочисленных парков с детскими площадками и тренажерами, мы минуем не очень крупный рынок живой рыбы. В отличие от Испании продавец тут живую рыбу не разделывает, а продает как есть. Рынок окружают стоянки мелких яхт и ресторанчики. К нему примыкает Yenikapi - паромный порт Ido, который позволяет быстро добраться до южного побережья Мраморного моря.
Фасад дворца Bucoleon - это единственное, что сохранилось от гигантского дворцового комплекса византийской эпохи.
С запада к комплексу примыкал Ипподром, а севера - собор святой Софии. Практически весь комплекс был разрушен, когда в 1609-1616 годах строилась Голубая мечеть Стамбула. Мечеть Султана Ахмета - другое название.
К мечете с севера примыкает мавзолей Султана Ахмета (Первого). Главный вход в мавзолей находится со стороны Ипподрома - площади Sultanahmet. Вход, как и в мечеть, - бесплатный.
Снимки внизу.
начали строить еще в 203 году при римском императоре Септимий Север. Через 130 лет (при императоре Константине) он был полностью перестроен. Это было крупнейшее сооружение византийской столицы: длина - 450 метров, ширина - 150 метров, вместимость - сто тысяч человек. Вход был с севера - в настоящее время там расположен Немецкий фонтан. Использовался ипподром для проведения соревнований на колесницах. С 1453 года, после захвата Константинополя турками тут проводились только различные представления, ярмарки, а также и увеселительные мероприятия.
На левом снимке - остатки южной части ипподрома.
В настоящее время это огромная вытянутая площадь. По центру в ряд располагаются артефакты (с севера на юг): обелиск из Египта, Змеиная колонна из города Дельфы (Греция) и обелиск Константина местного производства. Территория ипподрома (как и многое в этой части Стамбула) ушла под землю на два-три метра.
Следует отметить, что заглубление произошло относительно недавно. На фотографиях James Robertson 1853 года все артефакты стоят на поверхности. Составные части Ипподрома, например колонны, растащили по городу. До 1204 года ипподром украшала квадрига (четыре бронзовых коня), которая после оказалась в Венеции. Это было осуществлено стараниями 95 летнего полуслепого венецианского дожа Энрико Данвало. После занятия Константинополя турками его останки вытащили из могилы и бросили собакам.
В 390 году из Луксора (Египет) был вывезен трехсот тонный обелиск и установлен на мраморном постаменте. При транспортировке его длина с 32 метров уменьшилась до 26. Организацией работ руководил император Феодосий Первый. Эта работа и другие деяния императора изображены на постаменте. На самом обелиске (из бело-розового ассуанского гранита) иероглифы повествуют о героических свершениях фараона Тутмоса Третьего. Сам фараон и бог Амон находятся в верхней части. Этот монумент, обычно, называемый Египетским обелиском, является самой древней реликвией Стамбула: 16 столетие до нашей эры.
Далее к югу стоит Змеиная колонна. Она была вывезена в 326 году из города Дельфы (Греция) по указанию императора Константина Великого. Там она стояла в храме Аполлона и символизировала победу в 479 года до нашей эры греческих городов-государств над персами при Платеях. Тогда колонна имела высоту шесть с половиной метров и представляла собой трёх переплетенных змей, которые были отлиты из бронзовых щитов побежденных персов. В верхней части находилась золотая чаша, которую потеряли еще в античные времена. Головы змей были разбиты в 1700 году, уцелевшая хранится в Стамбульском Археологическом музее. Во времена процветания Византийской империи колонна служила как фонтан. Для этого на бронзовом основании было сделано 29 ажурных углублений. Сейчас высота колонны пять метров.
Обелиск Константина был построен из каменных блоков по указанию императора Константина Седьмого в память о его деде Василии Первом. Первоначально высота колонны составляла тридцать два метра (сейчас только 21 метр) и она была покрыта медными позолоченными листами. В 1204 году они были содраны и переплавлены. Наши трудяги-бездомные "выжигают" проводку, что бы получить медь, а тут поработали крестоносцы во время своего четвертого Турне.
Все три вышеперечисленные достопримечательности вросли в землю на два-три метра.
![]() |
дворец Ибрагим Паша музей турецкого и исламского исскуства, а также этнографическая экспозиция |
![]() |
деревянный саргофак из коллекции музея |
![]() |
выставка ковров |
В 16 столетии на юго-западной части площади появился дворец Ибрагим Паша (1493-1536). Этот визирь-сподвижник Cултана Сулеймана
В настоящее время тут находится музей турецкого и исламского искусства. Здесь представлены древние исламские реликвии, образцы прикладного искусства и коллекция ковров. Последняя одна из крупнейших в мире. Экспонаты обстоятельно подписаны. Имеется этнографическая экспозиция. Там, в том числе, представлен быт кочевых народов центральной Анатолии.
В северной части площади находится фонтан в неовизантийском стиле, который подарил в 1898 году султану Абдул-Хамиду Второму немецкий кайзер Вильгельм Второй. Фонтан был установлен в 1900 году. На внутренней стороне купола, покрытой мозаиками из золота, изображены инициалы кайзера и монограмма султана Абдул-Хамида Второго.
Собор святой Софии (Haghia Sophia) располагается на северо-восток от вышеупомянутого фонтана.
цистерна Базилики
От мечети святой Софии по направлению к остановке Sultanahmet, т.е. на юго-запад, находится одно из замечательных инженерных сооружений древней Византии - цистерна Базилики: подземное хранилище пресной воды древнего Стамбула. При строительстве использовался труд 7000 рабов. Площадь сооружения, построенного в шестом столетии, составляет 9800 квадратных метров (140 м на 70 м), запас воды 100 тысяч тонн.
Лестница, ведущая вниз, состоит из 52 ступенек. Потолок поддерживается 336 колоннами девяти метровой высоты (12 рядов по 28 колонн). Стены пятиметровой толщины, выполнены из кирпича. Цоколи двух колонн в северо-западной части декорированы перевернутыми головами "медуз", попавших из древних римских языческих храмов. Так боролись с язычеством.
Высокие мраморные колонны, вырастающие из темной воды, создают впечатление затуманенного и загадочного леса. Звуки классической музыки и журчание воды усиливают некую потусторонность картины. На правом снимке показан элемент системы водоснабжения - акведук - на поверхности.
На снимке справа - обломок в трехметровой яме - остаток триумфальной арки Milion. От нее велся километраж по всей империи. Каменная башня рядом служила для выпуска излишков воды.
Наполнялся резервуар из леса Belgrade посредством двух акведуков, по которым были проложены свинцовые трубы. Один был построен в 368 году императором Валента (Bozgodan), а другой (Maglova) императором Константином Первым. Всего в Стамбуле насчитывается (в разной степени сохранности) около 70 подобных хранилищ воды.
Османская империя в Костантинополе получила от своей предшественницы отличные инженерные системы водоснабжения. Остатки высотой 25 метров акведука Валента (Bozgodan) сохранились над бульваром Ататюрка вблизи мечети Shehzade.
Еще один из элементов системы водоснабжения огромного города - фонтаны. В отличии от Барселоны, где большинство фонтанов работает, сейчас фонтаны на улицах Стамбула выполняют декоративную роль.
Фонтаны
![]() |
османское барокко около Tophane |
![]() |
Ахмеда Третьего около входа в Topkapi со стороны собора Софии |
![]() |
около башни Галата (Galata) |
![]() |
Dogancilar (азиатская часть города) |
![]() |
около бани Роксаланы |
![]() |
Археологический музей |
![]() |
Дворец Topkapi |
В 18ом веке стали воздвигать для фонтанов монументальные сооружения в стиле барокко (влияние "тлетворного" запада). Финансирование шло от государства или "спонсоров".
Фонтан Топхане (Tophane) был сооружен в 1772 году архитектором Мехмет-ага во времена султана Махмуда I между набережной Босфора и пушечным двором (Tophane по турецки).
Фонтан Ахмеда III около входа в Topkapi со стороны собора святой Софии был построен в 1728 году на месте византийского. Стиль квадратного сооружения (10 на 10 метров) - османское барокко. Сам источник воды встроен в середину каждого фасада, а по углам - место, где "выдавали" по праздникам прохладительные напитки.
![]() |
в Новой (Yeni) мечети |
![]() |
в мечети Nusretiye |
![]() |
в мечети Beyazit |
![]() |
в мечете Shehzade |
На последних снимках ритуальные фонтаны в мечетях. Перед молитвой мужчины тут моют ноги. Даже в конце ноября (+10 градусов).
Императорские (Имперские) ворота
Сразу после захвата Константинополя у руководства империи появилось желание построить дворец, откуда можно было управлять Империей, да и на работу что бы было недалеко. Существовавший в то время византийский дворец своим состоянием не мог удовлетворять победителя. Место для нового дворца Мехмед Второй (Завоеватель) выбрал холм Seraglio, круто обрывающийся к морю. Во времена "греков и византийцев" на этом холме располагалось кладбище. Решение было принято через шесть лет после взятия города. Сдача первой очереди произошла через десять лет. В целом, планировка дворцового комплекса Topkapi из четырех дворов плюс гарем дошла до наших дней. Большое количество перестроек было выполнено после землетрясения 1509 и пожара 1665 годов.
Существовала и пятая территория - парковая зона - на побережье у подножия холма. При прокладке железной дороги она исчезла. Около причалов морских паромов сохранилась лишь беседка Basketmaker, сооруженная в 1592 году султаном Мурадом Третьим.
Попасть во дворец можно двигаясь по главной улицы столицы Византийской империи (Mese). Упираемся в собор святой Софии (Haghia Sophia). Обходим его справа. Затем идем через Императорские ворота. На левом снимке - эти ворота (и фонтан Ахмеда Третьего) "снаружи", а на правом - "изнутри". Ворота были сооружены в 14 веке, а мраморное оформление получили в 19.
Другой вариант попасть во дворец. Около собора святой Софии скоростной трамвай сворачивает налево и начинает спуск по улице Alemdar. Следует выйти на трамвайной остановке Gulhane Park и войти под арку. Налево - бесплатный вход в императорский парк Gulhane. Платановая алея ведет к стрелке мыса. Но в 2011 году на оконечности мыса проводились работы по прокладке тоннеля под Босфором и пройти туда было нельзя. В парке под стенами четвертого дворца Торкапы (Topkapi) стоит 15 метровый столб из мрамора. Это древнейший памятник Византийской империи был установлен в честь победы над готами. Кем неизвестно.
Вход в парк интересен еще и тем, что в парковую каменную стену встроен Alay Kosku - беседка парадов. Существующее здание построено в 1817 году. Отсюда султан смотрел парады городских "производственных и общественных объединений".
Археологический музей
А нам после прохода под арку следует повернуть направо и подниматься в горку. Проходим Археологический музей (вход 10 TL), основанный в середине 19 столетия. Его главный корпус был построен на территории дворца Торкапы (Topkapi) на месте игровой площадки - "стадиона". Здание отгородило от дворца Изразцовый павильон (Cinili Kosk), построенный в 1473 году в персидском стиле. Это одно из самых старых гражданских сооружений Стамбула. Отсюда Султан наблюдал за соревнованиями на "стадионе".
В главном корпусе широко представлены экспонаты из Анатолии и восточного побережья Средиземного моря. В музее имеется большое количество саркофаков из Эллады. Есть и экспозиция по истории Стамбула: огромное количество мозаик и росписей из византийских храмов. Музей турецкой керамики расположен в Изразцовом павильоне (Cinili Kosk). Около входа с правой стороны располагается музей Древнего Востока.
После музея дорога приводит в первый двор дворца. Это склон холма, ведущий к морю. Террасирование было выполнено еще во времена Византийской империи. Сюда вход бесплатен.
По правую руку византийский собор святой Ирины, а по левую - вход во второй двор дворца через Врата приветствий (платная часть).
Второй двор. Прежде тут гуляли павлины и газели.
![]() |
Вход во второй двор. Башни в византийском стиле |
Собор святой Ирины намеренно не разрушался и во времена Османской Империи служил складом (для оружия). Справа у ворот касса, где следует купить билет. Вход 20 TL, в гарем - еще 15 TL.
В 1453 году турки захватили Константинополь и встал вопрос о дворцах для работы и проживания. Резиденция византийских императоров была порушена да и не соответствовала духу тогдашней мусульманской инфраструктуры. Мехмед-Завоеватель велел создать два дворца: для жизни около современного университета (площадь Beyazit) и для руководства страной Topkapi на стрелке полуострова, отделяющего бухту Золотой Рог (Golden Horn) от Мраморного (Marmara) моря.
Через 50 лет в начале 16 века Сулейман-Великолепный не смог отказать любимой жене Роксалане пожить в офисном центре. Так постепенно гарем переместился в Торкапы (Topkapi).
Как входишь во второй двор от ворот веером расходятся дорожки. Справа - дворцовые кухни с производственной мощностью на тысячу человек. Производственный персонал был около 800 человек. Для персонала были предусмотрены комнаты для проживания, бани и мечеть. Сейчас на месте кухонь расположился музей китайского и японского фарфора. Расположилась тут и экспозиции конских экипажей и утвари.Перед кухнями экспонируются результаты археологических раскопок: саркофаги, парапеты, пилоны и колонны.
Слева от входа - гарем: примерно 300 комнат, десяток бань и две мечети.
Между входом в гарем и Imperial Counsil Hall располагается здание - Башня Закона - для управленцев Османской Империи. Это самое высокое здание дворца, выполненное в стиле раннего классицизма (Палладианизм - Palladian). средний снимок
Гарем
![]() |
Дворик Евнухов Contryard of Eunuchs Harem Agalari Tasligi. Середина 16 столетия |
![]() |
Дворик матери Султана Courtyard of Quin Mother Valide Sultan dairesi |
![]() |
Дворик жен и наложниц Courtyard of the Sultan's Consorts and the Concubines Kadin Efendiler Tasligi / Cariye Tasligi Середина 16 столетия |
Двор фаворитов The Courtyard of the Favourites Gozdeler / Mabeyn Tasligi ve Dairesi
Справа апартаменты
наследного принца
Дворик появился в 18 столетии, а апартаменты наследного принца столетием раньше.
В помещениях гарема
В третий двор попадаешь через ворота Блаженства или Счастья (Fellicity).
![]() |
Вход в третий двор со стороны второго двора |
![]() |
Conqueror (Fatih) pavillion. Самое старое здание дворцового комплекса |
Прямо напротив ворот, декорированных в стиле рококо в 1774 году, располагался "офис" султана. Тут теперь музеи. Парадные халаты султана из шелка и парчи расположились в палате военных пажей - "училище" помощников султана. Это справа от входа.
Севернее в Conqueror (Fatih) pavillion императорской сокровищнице демонстрируются золотые и алмазные украшения.Еще дальше в третьем дворе экспонируются персидские и османские миниатюры. Исламские и немного христьянские реликвии представлены в помещении, которое находится посредине западной части двора.
Четвертый двор (Imperial Sofa)
Павильон Yerevan (Revan) 1636 год
![]() |
Павильон Багдад 1639 год |
Павильон Багдад (Baghdad) имеет мраморную облицовку портика в мамлюкском (Mamluk) стиле. Внутри - все как подобает настоящему османскому жилищу.
Как и павильон Yerevan он выполнен из дерева. Это самые крупные сооружения из дерева на территории Topkapi.
Пройдя весь дворцовый комплекс "насквозь", мы оказываемся на огромной площадке. Оттуда открываются превосходные виды на Босфор и Мраморное море (Marmara). Слева на снимке виден Grand (Mecidiye) Pavilion, построенный в 1840 году. Сейчас там высокорейтинговый ресторан. Правее основание башни Хекимбаши (Hekimbasi), на которой во времена Мехмеда Второго располагались часы. Еще правее на снимке - мечеть Terrace (Sofa), построенная в имперском стиле в то же время.
Четыре столетия после падения столицы Византийской империи, дворец Topkapi был главной резиденцией Османской империи. Из него осуществляли руководство страной 25 султанов (до 1854 года). С 1854 года резиденция переместилась - в Dolmabahce. С 1923 года во дворце музей.
Дворец Dolmabahce располагается от Topkapi через бухту Золотой Рог (Golden Horn) на европейской части Босфора. Добираться до этой самой пышной резиденции османских императоров (до остановки Kabatas) можно на скоростном трамвае, автобусе, морском пароме, а также спуститься на фуникулере - с площади Таксим (Taksim). Кассы и вход со стороны набережной.
Ворота Дворца Dolmabahce
![]() |
со стороны набережной Kabatas |
![]() |
со стороны шоссе |
Это самое красивое сооружение на берегу Босфора, хотя некоторые считают его аляповатым. До его постройки тут был морской залив, и располагалась главная военно-морская база Оттоманской империи. Однако с 17 века залив стали засыпать "заполнять." (Dolma)и разбивать сады-парки (Bahce). императорские парки.
Строился дворец с 1843 по 1855 год армянскими архитекторами семейства Balyan по заказу султана Abdulmecid Первого. В это время Турция находилась в состоянии жесточайшего кризиса. Шла ожесточенная борьба "православных" народов за свободу. Тем не менее, только золота на "интерьеры" было потрачено четырнадцать тонн, a, в целом, разваливающаяся империя израсходовала на строительство сумму, которая соответствовала 35 тоннам золота.
В архитектуре дворца собраны воедино разные европейские стили: французское барокко, немецкое рококо, английский неоклассицизм и итальянский ренессанс. Сооружение вытянулось вдоль берега залива на 600 метров и с этой стороны фасад стилизован под "Европу". Внутренние строения несут отчетливый восточный колорит и приспособлены к традиционному укладу жизни тогдашней Турции. Два левых снимка, соответственно. На нижнем снимке парк между берегом и дворцом. Для прибывающих во дворец по морю была сооружена пристань. У дворцового комплекса двенадцать ворот, часть из них охраняется почетным караулом.
В целом, дворцовый комплекс (самый крупный в Турции) симметричен в плане. Тут более 300 комнат, шесть бассейнов (турецких бань) и 68 туалетов. Художественная обработка потолков и стен была проводилась французскими и итальянскими мастерами с использованием огромного количества листового золота. Картины были исполнены на штукатурке, а также элементах дизайна. Большой упор делался на художественное оформление потолков.
В центральной части с очень высокими потолками располагаются зал приемов и танцевальный зал. Это самый высокий (36 метров) танцевальный зал в мире. Большое впечатление производят находящиеся здесь 56 Тут и висит подарок королевы Виктории - почти пяти тонная люстра из богемского стекла. На ней располагается 750 светильников. Это самая большая люстра в мире. Гигантская лестница, имеющая форму сдвоенной подковы, выполнена из хрусталя Baccarat, красного дерева и желтой меди.
С 1856 года здесь проживало шесть султанов-правителей. Последним был Abdulmecid Efendi. В 1924 году империя была ликвидирована, и дворец стал достоянием республики. Тогда тут поселился основатель Турецкой республики - Ататюрк. После его смерти 10 ноября 1938 года здание стало музеем. В сентябре 2007 года парламент Турции вернул ему политическую функцию. С этих пор это официальная резиденция премьер-министра.
Есть несколько мемориальных комнат, связанных с жизнью Ататюрка.
Дворец Ciragan
Продвигаясь от Дворца Dolmabahce по берегу Босфора по направлению к висячему мосту добираемся до дворца Чираган (Ciragan), построенного в 1874 году. В начале 20 века дворец сгорел и был восстановлен только через 80 лет как гостиничный комплекс.
У подножья горы через дорогу начинается (с парка) другой дворцовый комплекс "Звездный". Так переводится турецкое название Yildiz. Сам дворец располагается ближе к вершине горы. Следует отметить, что, несмотря на бесплатный вход в парк он обнесен неприступной, высоченной стеной с не большим количеством входов (у подножья горы и наверху). Непосредственно попасть из парка во дворец тоже проблематично.
Дворец Yildiz
Крепостная стена