Святилище по дороге в Парк тропических растений Nong Nooch |
Паттайя (Pattaya): Wat Nong Yai |
Отличительной особенностью первого является спасение всего живого. Распространено в Китае, Японии, Непале, Индии,Корее, Вьетнаме и Тибете, Бурятии.
Второе направление более древнее и консервативное. Распространено на Цейлоне и в Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде. По сравнению с первым вариантом более рационалистично (прагматично), а ритуалы упрощены. Однако, для достижения нирваны следует полностью отказаться от обычной жизни.
В Таиланде функционирует около 30 000 буддистских храмов. Обычно, они представляют собой большие культовые комплексы (часто расположенне в парках), которые называются Wat.
На территории страны можно выделить несколько архитектурных направлений: бангкокский, бирманский, лаоский и кхмерский.
Бангкокский стиль: оформление входа в культовое сооружение большим количеством колонн. |
Бирманский стиль - широкое применение тикового дерева, белые Будды, стилизованные львы около входа, а также многоярусные, ступеньками завершения храмов. |
Кхмерский стиль проявляется в конструкциях, имеющих форму початка кукурузы.
В синкретическом комплексе религиозно-мифологических представлений народов Таиланда господствующее положение ко времени образования в середине 13го века первого независимого государства Сукхотаи (Сукотаи, Сукхотхаи) заняла буддийская мифология. Сооружавшиеся в столице и других городах королевства величественные храмовые и монастырские комплексы (Wat) служили не только апофеозом учения Будды, но и были наглядным воплощением всей системы культурных ценностей, созданных буддизмом.
Центральное место в храмовом комплексе отведено ступе, которая в Таиланде носит название чеди (chedi) и, обычно завершается шпилем.
В составе храмового комплекса имеется храм-бот - архитектурное сооружение с двускатными многоярусными крышами, во внутреннем пространстве которого располагался алтарь со скульптурами будд. Согласно космологическим установкам, соотносящим восточную часть света с миром богов и рая, храм-Wat, как правило, ориентирован главным фасадом на восток.
Архитектура культового комплекса отражает все основные образы буддийской Вселенной: земной и подземный миры, объединявшие бесконечное множество реальных и фантастических существ (мир сансары), средний, или промежуточный, мир, отведенный тем, кто вступил на указанный Буддой путь нравственного самоусовершенствования (мир бодхисатв и брахм) и, наконец, высшая сфера достигших нирваны существ (будд).
Этой символико-религиозной идее была подчинена как архитектурно-пространственная композиция святилища, так и система храмового декора. Не случайно в период Сукхотая возникла традиция украшать стены храма росписями на темы мифологических преданий и буддийских легенд.
Традиционно храмы являются местом, где путник может надеяться на кров и отдых. Но только на одну ночь. Если срок продлевается более чем на три дня, то приходится стричься в монахи.
Монастырская территория разделена на 2e части культовая Phutthawat и жилую Sanghawat. Два основных здания: это wiharm и (phra) ubosot, сокращенно bot. Первое сооружение предназначено для всех, а второе только для служителей культа и оно обычно меньше по размерам первого. В больших культовых комплексах может быть несколько wiharm, а в очень маленьких - только bot.
Для выделения bot по его периметру устанавливается восемь камней Bai Sema. Это могут не только простые булыжники или их куча, но и малые архитектурные формы. Их наличие свидетельствует о том, что сооружение освящено - была проведена церемония Fang lunk nimit. Часто, как на левом снимке, камень заключен в "корону - футляр." Вход в bot ориентирован на восток.
Поклоняются камням и на территории России.
"За большие заслуги" перед монастырем имя жертвователя огромных сумм может быть увековечено на крыше храма.
Три левых снимка (вверху) сделаны в Wat Nong Yai, который располагается в Паттайя на магистральном шоссе Sukhumwit. Правый снимок - храм Wat Bunkan Chanaram в южной части курорта Паттайя (около океанариума).
Bot очень часто окружается белой оградой, внутренняя часть украшается панно на буддийские темы. В стену (в ниши с табличками) замуровывается прах граждан, заслуживших это.
Как в wiharm так и в bot размещаются статуи Будды. Их количество (с уличными) превышает население Таиланда (шестьдесят миллионов человек). Некоторые изображения или "частицы-отпечатки" Будды особо почитаемы и посещаются огромным количеством народа. Первенство тут принадлежит Изумрудному Будде в Королевском дворце Бангкока. Часто святыни находятся в отдельных сооружениях mondop. В Индии для этого сооружения имеется несколько вариантов названия: mandapa, mantapa, а также mandapam.
На двух снимках слева показан буддистский комплекс Wat Yanasang Wararam, располагающийся на юг от Паттайя (Pattaya), построенный в 1976 году в современном тайском стиле. Несколько сооружений выполнено в стиле других стран, в том числе Китая.
Поблизости располагается гора, на которой "нарисован" Будда. Половина (известняковой) горы около Wat Yanasang Wararam была срыта, добывали полезные ископаемые. Высота горы над уровнем моря- 248 метров. На 180 метров она возвышается над окружающей местностью. На образовавшейся поверхности в 1996 году лазером в стиле Sukhothai-Lanna вычертили изображение (100 на 70 метров), провели фрезерные работы. Получившиеся борозды заложили золотом. Это место называется Khao Chi Chan.
Pattaya Hill в Паттайя. |
Wat Po в Бангкок (Bangkok) |
Wat Bunkan Chanaram в Паттайя (Pattaya) |
Wat Nong Yai в Паттайя (Pattaya) |
Крыши храмов в Thailand обычно, покрываются красной черепицей, "уступами". Количество уступов соответствует счастливым цифрам (3, 5, 7, 9). Полагается, что злые духи боятся острых предметов, так как могут о них пораниться. Боятся они и блестящего. Поэтому конек крыши оканчивается шипообразным элементом (Chofah), на котором иногда болтается колокольчик. Шип является стилизацией мифического существа Гаруда (Garuda) (правый снимок - на фронтоне). Встречается также (Chofah) как стилизованные изображения рыбы или слона.
По индуисткой мифологии Гаруда (Garuda) - это одно из трех основополагающих существ мироздания. Существо представляет из себя комбинацию человека и хищной птицы. Король пернатых. Основная добыча - змеи, которые обитают в головах теx, кто сомневается в наличии Бога.
Входные лестницы часто обрамляется перилами, которые представляют собой змею Nagas (Naga) - символ мудрости. Именно такие твари - кобры защищали (своими капюшонами) Будду от солнца во время медитаций.
Nagas (Naga) эквивалентна дракону в Китае. Правда у последнего могут быть ноги.
Hongse - существо, похожее на лебедя, часто встречается в верхней части дверей. Символизируют силу и мощь существа Singhas. Похожи на помесь рогатой ящерицы и льва, они часто стоят у входа.
В Бангкоке в храме Wat Pho, расположенном возле Королевского Дворца, ворота охраняют каменные истуканы, привезенные из Китая. Используются и местные каменные мужики с огромными зубами - Yak. Иногда, они располагаются внутри стен и приглядывают за храмом.
Еще одним сооружением на территории монастырей являются Sala. Они могут иметь небольшой размер и выглядеть как беседки для "убежища" от жары и дождя. А могут иметь гигантские размеры и использоваться для выполнения культовых церемоний, а также обучения.
Колокола в буддистских храмах используются для фиксации распорядка дня. Располагаются они на колокольне, называемой Ho Rakang.
Есть на территории храмов и библиотеки (Ho Trai) буддийских текстов Tripitaka. Правый снимок - библиотека на территории Wat Yanasang Wararam около Паттайя (Pattaya). Так как прежде писали тексты на бамбуковых листьях, то для их сохранения помещения создавали (для защиты от насекомых) посреди прудов и озер на сваях.
Традиционно священные тексты Tripitaka создавались на листах шириной около 5 см и длиной примерно пятидесяти. Далееформировалась пачка 20-40 листов. Каждая пачка зажималась между 2мя планками из тика. Пачки заворачивались в ткань и помещались в ящичек-шкатулку. Последние часто покрывались темным лаком, украшались золотыми листочками, а также перламутром.
Обычно самым высоким сооружением культовых буддийских комплексов является Chedi. В Таиланде эта постройка имеет форму цветка лотоса. В богатых и известных монастырях в них хранят реликвии буддизма, а в заурядных - прах монахов. Это строение является ключевым при совершении ритуала Vien Tien. В темное время толпа с зажженными свечами обходит его по часовой стрелке трижды. Так отмечается начало сезона дождей (июль, август, сентябрь). Совсем маленькие Chedi используют на кладбищах для сохранения праха после кремации.
В монастырях живет огромное количество животных. Предполагается, что это перерожденные человеческие души. Кормить их считается делом богоугодным - это может улучшить Вашу следующую жизнь. Часто подле храмов растет баньян. Баньян - это не дерево, а своеобразная жизненная форма фикусов. Суть состоит в том, в кроне взрослого растения формируются стволики с корнями, которые спускаются на грунт и прорастают. Дерево превращается в рощу. Именно в такой экосистеме и нашел просветление Будда. Дерево обычно одевают - обвязывают нижнюю часть ствола оранжевой лентой. Своеобразная форма поклонения духам.
Еще один символ Буддизма - колесо Дхармы - также часто можно встретить в монастырях. Оно соответствует циклическим процессам: рождение, смерть, перерождение.....
Живут монахи на территории монастыря в небольших домиках - kuti по одному или несколько человек в комнате. Они предназначены для сна и медитаций. Правда "предводители" могут жить в обычном доме с современными удобствами и двумя - тремя автомобилями. Тут следует отметить, что рядовые тайцы, в нашем понимании, живут в лачугах, а богатые - в хибарах. Без тройных стеклопакетов и центрального отопления. B силу местных традиций дом может стоять на сваях на топком берегу мутной речки.
Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya) |
Wat Nong Yai в Паттайя (Pattaya) |
Wat Bunkan Chanaram на шоссе Sukhumvit около Океанариума |
Wat Mai Had Kra Thing Thong на пляже Jomtien | Будды на холме Pattaya Hill |
Wat Nong Yai располагается напротив Hospital Bangkok Pattaya, граничит с мини Сиам. Имеются сооружения в китайском стиле |
Wat Na Chom Thian около гостиницы Pinnacle- южная часть курорта | храм Истины(Prasat Satchatham) В северной части Palma Beach Построен из дерева высотой 105 м |
Добраться до Wat Na Chom Thian в Паттайя (Pattaya) можно доехав по пляжу Джомтьен на "тук-туке" до конца "(до кольца)", а затем двигаться перпендикулярно пляжу (на восток) примерно километр с лишнем. Место окружено невысокой каменной стеной и рвом с водой с одной стороны. Крематорий с трубой - иглой и погребальные конусы chedi. Главные "ворота" выходят на магистральное шоссе Sukhumvit.Через дорогу от монастырских сооружений в северном направлении находятся Центры обучения слонов и обезьян.
Много в Патайе и культовых построек как буддийских (оба основных течения), так и мусульманских и христианских.Одна мусульманская мечеть (Booralyakeen) расположена в северной части города около медицинского центра, магазина Вован, "мини-Сиама," буддиского Wat Nong Yai. Неподалеку, метрах в трехстах (на юг) располагается автостанция. Другая мечеть (Darul Ibadah) со школой находится в районе железнодорожной станции, почти в начале улицы Центральная Паттайя. Ее территория примыкает к католическому костелу St. Nikolaus (здание было построено в семидесятые годы прошлого столетия) с кладбищем.
костел на берегу pеки Chao Phraya |
При общей численности населения Таиланда 60 миллионов человек в прошлом столетии там успешно адоптировалось 5 миллионов китайцев. Это стало возможным благодаря толерантности тайского населения, а также близости религий. В Китае и Таиланде разные ветви буддизма. Исламская культура в Индонезии и Малайзии препятствует ассимиляции китайцев.
Много китайцев приехало в страну в семидесятые годы 19 столетия. В начале 20 века в Таиланде стали сильны националистические течения против иностранцев, из-за попыток Англии и Франции установить свои порядки. Под эту же метлу попали и китайцы. После Второй Мировой Войны тоже были проблемы: Таиланд боялся Красного Китая.
Китайские культовые сооружения называются San Chao, Внутри там темнее, чем в тайских храмах, горят красные фонарики, а повсюду - иероглифы. Китайские храмы более красочны, чем тайские, крыши причудливо изогнуты. Повсюду драконы, китайские Будды. Характерной особенностью последних является поза (сидячая) и большие животы.
В некоторых тайских жилищах имеются китайские святилища. Они представляют собой что-то красненькое, установленное на полу. Это для магического существа, управляющего основой дома. На Руси - это домовой, в Таиланде - Tee Ju Iya. Сходится тайский буддизм с китайским и в области почитания старших.
Несколько отличается система приношений (богам) у двух народов. Тайцы, обычно утром, дают еду монахам в надежде получить что-либо в следующей жизни. Китайцы же приносят еду в храм, а позже ее забирают и съедают дома. Считается, что это осталось после трапезы богов. Похоже на наш православный обычай во время Пасхи.