Первыми помещениями для ламаистского культа были ВОЙЛОЧНЫЕ ЮРТЫ, которые перевозили с собой. С переходом на оседлую жизнь, они были заменены на деревянные здания, строившиеся русскими плотниками Образцом культового бурятского зодчества 18-19 вв является дуган "Деважин", вывезенный из Тамчинского (Гусиноозерского) дацана, который расположен в 150 км от г Улан-Удэ. В 1741 году указом царицы Елизаветы Петровны Тамчинскии дацан был официально объявлен центром буддизма в России, а с 1809 года приобрел статус Хамбын Хуреэ, т.е. резиденции хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма и буддийской мысли.
В комплексе Тамчинского дацана дуган "Деважин" являлся одним из 17 малых храмов и занимал место в западной части двора, в самом ее углу. Он был построен в 1890-х годах для размещения в нем модели "Рая Сукавати". В начале 1970-х годов "Деважин" был перевезен в Этнографический музей народов Забайкалья. Здание представляет собой квадратное помещение с загнутыми кверху углами крыш, с фасадной стороны которого пристроено крыльцо с навесом и перилами. Преобладание желтого цвета неслучайно - именно этот цвет считается священным в ламаистской символике.
Внутри дугана размещена выставка деревянных резных деталей Янгажинского (Оронгойского) дацана, среди которых особый интерес представляет панно "Тунши", выполненное в технике плоскорельефной резьбы, иллюстрирующее индийскую сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.