В 1866 году появился первый участок Рязано-Уральской железной дороги. В 1900 году произошло соединение ее с Москвой строительством Павелецкого сегмента. В конце 20го века в месте пересечения дороги с Окой стала формироваться Ступино-Каширская агломерация.
Поблизости от железнодорожных платформ Шугарово, Ситенка и Белопесоцкая Павелецкого направления располагаются древние храмы.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Храмы: в псевдорусском стиле Покровский в Ситне-Щелканове (1892) и Казанский в Киясово (1701) |
На северной границе Ступинского района находится железнодорожная платформа Шугарово. В пяти километрах на запад - село Киясово с Казанским храмом. Всю волость (сёла Малино, Спасское, Покровское с деревнями) в середине 18 века купила императрица Екатерина Вторая. В Киясово в конце 18 века было имение графа А.Г.Бобринского (внебрачного сына Екатерины Второй).
Волостью с 1774 по 1776 год управлял Андрей Тимофеевич Болотов - основоположник Российской агрономии, проживший почти сто лет до 1833 года. Он разработал приемы выращивания картфеля, описал множество сортов яблонь и груш центральной полосы России.
Церковь в селе Киясово была построена в 1701 году в духе московского зодчества семнадцатого столетия как 5ти главый четверик с трапезной.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Воскресенках около платформы Ситенка
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, иногда называемый Богородицким, располагается в 500 метрах на северо-восток от железнодорожной платформы Ситенка. Стротельство основного объема в псевдорусском стиле: одноглавый четверик и колокольня, было окончено в 1887 году. Храм строился около кладбища села Воскресенки. На месте прежней деревянной церкви в 1906 году был сооружен кирпичный многоярусный часовенный столб святителя Николая.
Поезда из Каширы пересекают Оку и движутся к станции Ступино в гору. Для товарных поездов подъем был слишком крут, поэтому построили объезд - сразу после моста поезда поворачивали направо. В последние годы ХХ столетия (из-за появления мощных электровозов, а может быть и из-за сокращения грузовых перевозок) надобность в дороге отпала.
Путешествие по заброшенной железной дороге началось в Ступино: вышли из поезда, перешли по переходному мосту пути и пошли параллельно железной дороге по направлению к шоссе. На железно- дорожном переезде свернули на остатки железной дороги. Немножко прошли..... и оглянулись. Бетонные шпалы, рельсов нет, между гравия пробивается трава, все ближе и ближе кустарник. Растет иван-чай. Левые снимки. Первый час шли ели...ели. Только землянику. Улиток не ели - привал был запланирован без костра.
В конце июня (2005 года) по телевиденью рассказывали о появлении гигантских улиток в Серпуховском районе московской области. Они, оказывается, и около Ступино есть. Наблюдались они в 2005 году в Бородино. Кроме улиток видели одного ужа - значит любит живность заброшенные железные дороги.
Около Старой Каширы
Немного больше часа пути: кончаются и шпалы и крупный гравий. Теперь идем по ровной насыпи, покрытой мелкой щебенкой. Справа появились садовые участки, судя по карте идем по открытой
местности, но дорогу окружают густые заросли. Остатки станции - М.Образцово, теперь здесь
просто живут люди. Они могут добираются до дороги по хорошо укатанной насыпи. Слева видны автомобили
на дороге, которая связывает Старую Ситню и Озеры.До перезда идем по выемке.
Через
1.5-2 км-привал около родника, который вытекает из вертикально торчащего кольца
(северный край насыпи). За разряженным березовым леском - Большое Образцово: к роднику за водой ходят
люди. Весь дальнейший путь (до следующего переезда около Старой Каширы) наблюдали добычу полезных
ископаемых: гравия из насыпи. По краям насыпи растет земляника. Через густые заросли просматривается
долина речки Каширка.
Вот позади и последние метры насыпи перед переездом. Шоссе пересекает железнодорожную насыпь и спускается в долину Каширки.
Там в долине до начала 17 го века располагался город Кашира. Это был южный форпост Московского государства. Поселение было основано в конце 13 го - начале 14 го столетий. При князе Димитрии Донском Кашира стала городом. Затем город был передан под управление менеджерам (царькам) из Казани. В 1531 году была построена новая Каширская крепость - деревянная с высокими крепостными валами. Валы сохранились до нашего времени (у села Городище). Прямоугольная в плане (170x128 метров), крепость имела восемь башен (из них две проездные). В городе было пять слобод.
В 16 ом столетии Каширу около 20 раз разоряли. После Смутного времени царь Михаил в 1619 году разрешил перенести крепость на противоположный (правый) берег Оки и устье речки Каширка оказалось не заселено. В советское время на правом берегу построили еще и ГРЭС. Сейчас крепость от церкви смотрится как ватрушка (без творога). Между крепостью и рекой поля - ушла Ока.
А около западной стороны насыпи, слева от дороги на город Озеры - однокупольный храм Иконы Божией Матери Знамение (Знаменский), построенный в 1816 г. владельцами села дворянами Ильиными. Церковь кирпичная с белокаменной отделкой(в 2005 году ничего белого не сохранилось), сооружена в традициях сельских храмов эпохи классицизма. Боковые притворы украшены портиками тосканского ордера. Храм увенчан круглой (в плане) ротондой. Трехъярусная колокольня соединена с четвериком трапезной. Еще 10 лет назад колокольня тряслась при каждом прохождении поезда. С 2004 года идет реставрация.
Дальше наш путь пролегает по высокой насыпи (без рельсов и шпал) по лесу. На этом участке добыча гравия не производится. Растет земляника. Прошли (электро)подстанцию и по очень высокой насыпи подходим к заливу, который образовала Ока среди сосен. Залив слева, а прямо мост - через Оку.
Позади справа проглядывается платформа Белопесоцкая. К ней примыкает кладбище с храмом.Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Ступино (Среднем) около платформы Белопесоцкая
Это территория, как и Белопесоцкого монастыря, принадлежит городу Ступино. В 1819 году тут на кладбище села Среднее появился однокупольный храм Тихвинский. Его полное название: Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская. Конструктивно храм выполнен в классическом стиле.
Отсюда на автобусе удобно добираться до монастыря.
Если мы не заходим на станцию.
Идем к мосту и поворачиваем направо около запретной зоны, пересекаем действующую железнодорожную линию и спускаемся вниз по крутой насыпи. Теперь мы идем к Белопесоцкому монастырю. Слева забор из колючей проволоки уступает место деревянным домикам, а справа невдалеке разряженный сосновый бор. Название монастырю было дано по цвету песка. Песок вовсе не белый, но довольно светлый. Примерно через полчаса ходьбы в кучке деревьев стало видно монастырь.
Монастырский ансамбль с величественным
Троицким собором,
великолепно сориентирован на Оку, поэтому лучше его рассматривать
с реки. Не ожидали наши предки - строители, что в ХХI веке никто (кроме заядлых туристов) по тут плавать не будет. Поход завершился на станции Белопесоцкая, куда мы доехали на автобусе, иначе пришлось бы идти по шоссе.